У взрослых часто возникают претензии к ребенку по поводу уборки в доме. Или хотя бы в детской комнате. Маленький лентяй, мол, не только отказывается помочь по хозяйству, но даже за собой не может убрать. Однако дети такими не рождаются. Ленивыми неумехами их делают слишком любящие и заботливые родители, которые до этого не позволяли брать на себя домашние заботы, пресекали любую инициативу, а теперь вдруг спохватились и давай сокрушаться.
Какой бы ни была родительская любовь, а учить сына или дочь поддерживать порядок нужно обязательно, причем с раннего возраста. Самое главное – подойти к делу правильно. Как именно? Попробуем разобраться.
Смотреть и учиться
Малыши не только с интересом наблюдают за мамиными действиями на кухне (готовкой, мытьем посуды), но и пытаются подражать. У большинства же мамочек такое поведение вызывает панику: «Не трогай, сломаешь!», «Не бери, а то испачкаешься!». Они в буквальном смысле отстраняют ребенка от всего. А следовало бы показать и объяснить ему, что к чему. Например, как загружать стиральную машину, а после стирки извлекать чистые вещи и складывать в специальный тазик. Малыш с удовольствием поможет! И не беда, если что-то случайно уронит. Нельзя за это ругать. В следующий раз все получится.
Что могут 2-х или 3-летние дети? Многое: разбирать пакеты с покупками, подавать легкие предметы, поливать цветы, складывать грязные тарелки в мойку, застилать постель… На этом этапе они еще не понимают, что занимаются домашней работой, зато становятся хорошими помощниками, учатся ухаживать за жильем.
В игровой форме
Привлекая дошколенка к уборке лучше обходится без скучных поучений и наставлений. Это занятие должно быть таким же увлекательным, как и веселая игра. Можно организовать настоящее соревнование: кто наполнит больше коробок игрушками, тот и выиграл. Или на время превратиться в уборщиков «космического мусора»: запчастей от ракет, обломков астероидов, космической пыли и так далее. Малыш с радостью «побывает в космосе», а заодно и поможет убрать квартиру.
Нужно поговорить с маленьким хозяином и узнать, какие домашние дела он согласен на себя взять. Начинать желательно с чего-нибудь легкого (неудача на старте может напрочь отбить желание помогать), а потом постепенно расширять круг ответственности. Важно, чтобы у него были свои рабочие аксессуары: на кухне – яркий фартук, на даче – небольшая лопата и детские грабли. Эти атрибуты повышают собственную значимость: у меня есть все то же, что и у мамы с папой, поэтому я могу делать любую работу.
Свобода действий
Независимо от возраста сына или дочери родители должны помнить о двух запретах. Ребенка нельзя:
• Критиковать. Понятно, что поначалу не все будет получаться, но это не повод для критики. Если малыш не справляется, ему надо помочь или подсказать, как лучше сделать. А когда получится, очень важно не забыть его похвалить.
• Контролировать. Никто не любит работать, если за спиной стоят другие и контролируют процесс. В том числе и дети. От пристальной слежки у них могут просто опуститься руки. Поэтому пусть делают ошибки и учатся их исправлять.