История обретения Маврикием независимости
   
ГЛАВНАЯ ОБО МНЕ СТАТЬИ ТВОРЧЕСТВО КНИГИ КОНТАКТЫ

История обретения Маврикием независимости

История обретения Маврикием независимости




После второй мировой войны на Маврикии начался процесс, который, в конечном счете, привел к провозглашению независимости этого островного государства. Борьба маврикийцев вынуждала британских колонизаторов постоянно расширять права местного населения. Таким вынужденным шагом стали конституционные реформы. В соответствии с утвержденной 19 декабря 1947 г. конституцией вместо Совета правительства создавался новый орган — Законодательный совет, который должен был состоять из 19 избранных и 15 назначенных членов, включая трех официальных лиц. Право голоса получили все мужчины и женщины старше 21 года, умеющие писать простые предложения на одном из языков этнических общин острова. Указанная конституция полностью подорвала политические позиции франкомаврикийцев и обусловила возвышение представителей самой крупной в стране индийской общины. В 1958 г. в стране было введено всеобщее избирательное право.
Необходимо отметить, что в процессе обретения независимости Маврикия значительную роль сыграли политические партии. Сложное переплетение социально-классовых, расовых, этнических и других факторов обусловило специфику роста политического самосознания у различных социальных и этнических групп. Необходимо отметить, что в настоящее время на острове существует несколько десятков политических партий, а также групп, претендующих на право называться политическими партиями. Их можно разделить на две категории: организации, составленные главным образом по социально-классовым признакам и являющиеся, поэтому общенациональными, и организации, опирающиеся на какую-либо одну этническую или религиозную группу.
Среди маврикийских политических партий старейшей является Лейбористская партия (ЛП), которая была образована еще в 1936 г. врачом М. Кюре — креолом по этнической принадлежности. С самого начала деятельности ее ядро составили представители наиболее эксплуатируемых слоев креольской и индомаврикийской общин. Несмотря на сложный процесс постепенного перехода руководства партии на социал-реформистские позиции, ЛП продолжает оставаться общенациональной. Ныне ее опору составляют сельскохозяйственные рабочие, рабочие сахарных заводов, мелкие служащие, представители крестьянства, мелкой и средней буржуазии и т. д., среди которых преобладают лица индийского происхождения.
Партия сыграла большую роль как в период до провозглашения независимости, так и после 12 марта 1968 г.— вплоть до июня 1982 г. представители ЛП постоянно входили в правительство. Партия выступает за построение на Маврикии «либерального социализма. ЛП — член Социалистического интернационала, а с 1981 г. — Африканского Социнтерна. Следует подчеркнуть, что до 1955 г. ЛП была единственной политической партией местного населения.
Среди общемаврикийских политических партий — Маврикийское боевое движение (МММ), которое было образовано в 1969 г. МММ выступает за «новый тип социализма» в соответствии «с маврикийской действительностью». Так, в программе партии записано, что цель МММ — «вывести страну из нынешнего тупика и направить ее по пути развития и подлинного социализма». Опорой партии являются некоторые профсоюзные объединения страны (в их числе Всеобщая федерация рабочих и Федерация прогрессивных профсоюзов), среди ее членов много трудящихся — представителей всех этнических и религиозных групп.
Образованное в 1983 г. Боевое социалистическое движение (МСМ) также общемаврикийская партия. По своей политической платформе она занимает среднее положение между ЛП и МММ. Интересно в этой связи подчеркнуть, что ее членами стали, с одной стороны, лица, вышедшие из МММ, и, с другой — практически все члены самораспустившейся Социалистической партии Маврикия, которая сама являлась фракцией, отколовшейся от ЛП.
Еще одной общемаврикийской партией, играющей заметную роль на политической сцене Маврикия, является созданная в 1955 г. Маврикийская социал-демократическая партия (ПМСД), выражающая интересы имущих слоев страны. Среди них в основном маврикийцы европейского происхождения, а также креолы. По социальному положению это владельцы сахарных заводов и плантаций, высшая чиновничья элита и т. д. По всем вопросам социально-экономического развития страны партия выступает с крайне правых позиций.
Среди партий, образованных по этническому и религиозному признакам, следует выделить Независимый прогрессивный блок (ИФБ), выступающий в защиту интересов индомаврикийцев; к мусульманам Маврикия обращается в своей деятельности партия Мусульманский комитет действия (КАМ). Такая узкая ориентация указанных и ряда других аналогичных партий препятствует их выходу на общемаврикийскую арену. Характерной является тенденция к снижению их влияния в политической жизни страны — свидетельством тому могут служить результаты выборов, прошедших на Маврикии накануне и после провозглашения независимости. Даже в тех случаях, когда указанным выше партиям способствовал успех, и они могли провести своих представителей в парламент и правительство, это объяснялось их блокированием с общемаврикийскими партиями. К примеру, в 1967 г. победили ЛП и ПМСД; КАМ и ИФБ провели своих депутатов в Законодательную ассамблею только благодаря своему союзу с ЛП.
На выборах 1976 г. основная борьба развернулась между МММ, ЛП и ПМСД. Опять места в парламенте для КАМ дал его союз с ЛП. В 1982 г. победил предвыборный блок МММ и Социалистической партии Маврикия, к которому впоследствии присоединилась Организация народа Родригеса (ОПР) — партия, которая представляет только население острова Родригес независимо от этнической и религиозной принадлежности. Места же в Законодательной ассамблее после всеобщих выборов 1983 г. получили представители МСМ, ЛП, ПМСД, МММ и ОПР.
Необходимо отметить специфический характер процесса, приведшего к провозглашению независимости Маврикия. Наряду с причинами внутреннего характера, предопределявшими острую политическую борьбу по вопросам независимости, процесс передачи всей полноты государственной власти маврикийскому народу был осложнен маневрами внешних сил.
Среди политических партий, представленных в Законодательной ассамблее (до 1964 г. — Законодательный совет), отсутствовало единство по главному вопросу — вопросу о будущем Маврикия. В частности, в ходе подготовки конституционной конференции, которая состоялась в Лондоне в 1965 г., основные маврикийские партии подготовили меморандумы, в которых изложили позиции своих партий. Так, Лейбористская партия призывала к созданию независимого государства в рамках Содружества, возглавляемого Великобританией. ЛП предложила также особую избирательную систему, принципы которой действуют и поныне: 62 места в Законодательной ассамблее достаются тем кандидатам, которые получают наибольшее число голосов избирателей в своих участках, восемь остальных мест достаются так называемым «корректирующим» депутатам-«неудачникам», получившим наибольшее число голосов после избранных в депутаты.
Позиции лейбористов во многом поддерживала партия Независимый передовой блок, в частности она требовала введения избирательной системы, аналогичной предложенной ЛП. Вместе с тем в программе ИФБ выражалось пожелание, чтобы большая часть ответственности за внешнеполитический курс страны ложилась на правительство Великобритании. Мусульманский комитет действия постарался остаться на нейтральных позициях, он выражал надежду, что процесс конституционных реформ будет продолжаться, но не будет поспешным. Аналогичную выжидательную позицию заняли и представители китайской общины острова.
В оппозиции к решению о предоставлении независимости находилась Маврикийская партия (ныне Маврикийская социал-демократическая партия), которая заявляла, что «независимость или любой решительный шаг в сторону независимости фатален для процветания и мирного, гармоничного развития как Маврикия, так и «свободного мира»». Являясь представителем крупного капитала и небольшой по численности группы населения, партия опасалась, что независимость может принести Маврикию дальнейшее усиление политического влияния индийской общины. В целях определенного сохранения статус-кво Маврикийская партия выдвигала предложение о сохранении зависимости Маврикия от метрополии, однако, в модифицированном виде — в форме создания ассоциации нового типа.
Острота политической борьбы накануне конституционной конференции достигла такой глубины, что в мае 1965 г. на Маврикии возникло первое за всю историю страны столкновение между общинами. Причиной стала острая борьба между различными политическими силами, которые придерживались полярно противоположных взглядов относительно независимости Маврикия. Стремление к независимости находило поддержку в среде главным образом индомаврикийцев-индуистов. Ее противники объединяли креолов и франкомаврикийцев.
Столкновение было спровоцировано во время одной из демонстраций, организованных Маврикийской партией. Из автобуса, где собрались сторонники этой партии, кто-то бросил в толпу камень, которым был убит индийский мальчик. Напряженность нарастала, лидеры партий были уже не в состоянии контролировать обстановку. События свершились 10 мая 1965 г. Наибольший размах они получили на юге острова, в селении Труа-Бутик. Группа индийцев до смерти избила франкомаврикийца, убила находившегося на посту полицейского. Продолжением этому стали столкновения между вооруженными группами индийцев и креолов в окрестностях деревни. Разрастанию конфликта препятствовало появление на острове частей колониальной британской армии.
К внешним факторам, осложнившим процесс обретения Маврикием независимости, следует отнести вопрос об отторжении Великобританией от Маврикия архипелага Чагос. В обход положений Декларации ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам, по которым предусматривается сохранение бывшими метрополиями территориальной целостности колоний перед предоставлением последним независимости, Великобритания отчленила от Маврикия архипелаг Чагос, создав так называемые Британские территории Индийского океана. Предлогом для отторжения стало стремление к созданию якобы обычной станции связи на атолле Диего-Гарсия. Однако в последующие годы бывшая метрополия заключила с США ряд соглашений, по которым этот атолл был передан в аренду Пентагону.
Плацдарм агрессии Соединенных Штатов в районе Индийского океана включает ныне более 20 военных баз и опорных пунктов, на которых содержится около 150 тыс. американских военнослужащих. Индийский океан — место сосредоточения самых крупных за всю историю военно-морских сил США. Одной из самых крупных военно-морских и военно-воздушных баз США, своего рода «непотопляемым авианосцем» в этом районе стал атолл Диего-Гарсия. Народы 36 государств, омываемых Индийским океаном, все прогрессивное человечество выступают за ликвидацию военного присутствия США в этом районе мира, в том числе за возвращение Маврикию архипелага Чагос.
Следует отметить, что как в преддверии предоставления независимости, так и в настоящее время на правительство Маврикия оказывается сильный политический нажим с целью приглушить борьбу широких слоев маврикийской общественности за возвращение суверенитета над Чагосом. Колонизаторы даже изобрели специфическую формулу, в соответствии с которой Чагос якобы будет возвращен Маврикию, когда отпадет необходимость его использования в целях обороны «свободного мира». С учетом того, что советскую угрозу успешно сменил всемирный (и прежде всего мусульманский) терроризм, обуславливающий присутствие военных американских в регионе Индийского океана, то случится это еще очень и очень не скоро. Необходимо подчеркнуть, что британские колониальные власти отторгли от Маврикия еще одну территорию: в 1956 г. они «уступили» Франции остров Тромлен, хотя по Парижскому договору 1814 г. он был указан среди территорий, зависимых от Маврикия.
Таким образом, Маврикий в послеколониальный период находится в самом начале трудного пути обретения полной и подлинной независимости. Перед страной стоит множество проблем, первая из которых — преодоление монокультурного характера экономики и ее диверсификация. Сложные проблемы имеются еще и во взаимоотношениях различных этнических и религиозных групп, составляющих население острова, и т. д. Несомненно, все они могут быть успешно урегулированы, если будет решена задача национальной консолидации и созданы условия для продвижения вперед процесса формирования единой маврикийской нации при сохранении всеми группами населения своего языка, религии, самобытного культурного наследия. Важное место занимают и проблемы политической консолидации.








Подписаться на новые статьи Подписаться на новые статьи

  Оставьте комментарий!
  Похожие статьи
Достопримечательности Будапешта
Достопримечательности Будапешта
Основные достопримечательности Будапешта
Куда сходить в Севастополе
Куда сходить в Севастополе
Куда сходить в Севастополе
Путешествие на остров Крит
Путешествие на остров Крит
Путешествие на остров Крит
Курорт Бурковель
Курорт Бурковель
Курорт Бурковель
Культура
Книги и Литература
Интернет
Финансы
Спорт
Туризм
Товары
История
Мистика
Отношения
Семья
Ремонт
Игры
Мода
Медицина
Кулинария
Государство
Авто
Увлечения
Психология
Дизайн
Разное
Наука
Образование
ПнВтСрЧтПтСбВс
Может заинтересовать
Жидкие обои
Четвертое сентября - день рождения Корнеева
Психологические аспекты татуировки
Достоинства пластиковых окон
Статистика

Индекс цитирования


© gfom.ru, Глеб Фомин, Культура, Искусство, Философия, 2023