Эти дети склонны к определенным заученным ритуальным действиям. Используйте это: привейте ребенку правильные стереотипы поведения. Помните: если не сделать это вовремя, малыш может устойчиво игнорировать социальные условности. Поэтому соблюдайте режим дня ребенка. Будьте последовательны, заботьтесь о душевном спокойствии своего ребенка. Если к вам должны прийти гости, всегда заранее сообщайте малышу имена ваших знакомых, рассказывайте о цели их визита, повторите ритуалы вежливости (как нужно здороваться и прощаться, когда говорить «спасибо», почему важно откликаться на просьбы).
Говорите с ребенком коротко и четко. Но в то же время довольно мягко, интонационно окрашивая только каши эмоциональные переживания по поводу описываемого предмета или явления. Например, вам нужно попросить ребенка принести вам кубик. Начните примерно так: «Ми-шенька!» (ласково обратитесь к ребенку, показывая, что вы его любите. Упор делайте на первый слог, чтобы привлечь внимание ребенка. Сделайте паузу. Убедитесь, что мальчик смотрит вам в глаза, при необходимости повторите его имя: звонко, делая выделенное ударение на первый слог). «При-не-си ку-бик!» (чеканьте слона по слогам, выделяя ударные слоги. Всегда привлекайте внимание ребенка к слегка утрированным движениям ваших губ при произнесении слов).
Если в гости к вам пришли дети, попробуйте организовать для них командную игру, в которой каждый ребенок ответственен за свой участок работы (например, прикрепляет прищепкой конфеты к натянутой веревке). Подобные игры также прекрасно развивают мелкую моторику, поэтому очень полезны для развития. Детям с повышенным тонусом верхних конечностей бывает очень трудно координировать движения своих рук, вплоть до отказа пользоваться ложкой за столом. Поэтому для них упражнения на развитие мелкой моторики (шнуровка, работа с прищепками, конструктором, обводка карандашами по контуру) необходимы в первую очередь. К тому же, любая мелкая работа рук развивает речевые центры.
Прекрасно, если игры детей будут имитировать какие-то бытовые ситуации: чаепитие, приготовление еды, лечение больного.
Обязательно приучайте малыша к обществу: на прогулках старайтесь играть возле детей, ходите в гости и приглашайте гостей к себе, запишите малыша в группу кратковременного пребывания в детском саду.
Но избегайте суетных, шумных мест, больших компаний. Оптимальный коллектив для аутичного ребенка — до 6 человек.
Кроме того, используйте в играх с ребенком побольше расслабляющих материалов: песок, воду, крупу. Научите кроху радоваться общению с животными: кормите птиц, кошек, собак, катайте малыша на пони, ходите в зоопарк (если нет возможности, в зоомагазин). Отличный результат дает дельфинотерапия, а также благоприятно воздействует на детскую психику общение с лошадями. Приятный опыт общения с животными может стимулировать желание получить радость от общения с людьми, к тому же это прекрасная расслабляющая процедура. Поэтому для таких детей было бы неплохо завести домашнего питомца. Предпочтение отдайте пушистому спокойному зверьку, который не вызывает у вашего крохи опасений.