«Гроза» Островский
   
ГЛАВНАЯ ОБО МНЕ СТАТЬИ ТВОРЧЕСТВО КНИГИ КОНТАКТЫ

«Гроза» Островский

«Гроза» Островский Александр Николаевич Островский является одним из самых известных деятелей культуры, который был широко известен в XIX веке. Созданные его руками произведения до сих пор пользуются популярностью. Писатель внес огромный вклад в развитие литературы, а также театра. Его пьесы являются своеобразным учебным пособием. Островский отличается своими разработками, используемыми при постановке:

• Во время организации пьесы не акцентируется внимание на одном ключевом персонаже.

• Присутствует специальная четвертая сцена, которая отделяет актерский состав от зрителей. Это необходимо для подчеркивания происходящего во время сюжета.

• В пьесах только обычные, простые люди, которые показывают публике знакомые им, житейские ситуации.

Островский

Знакомые жизненные ситуации позволяет максимально точно передать реалистичность во время ведения сюжета. Именно этого принципа и придерживался А. Н. Островский.

Начал писатель создавать свои произведения в начале сороковых годов XIX столетия. Он создал такие картины, как «Свои люди», «Бедность – это не порок», а также множество произведений семейного характера. Одно из самых известных – это «Гроза», которая имеет драматическую направленность. В произведении проведена огромная работа над текстом сценария, а также прописаны разговоры героев до мелочей, с учетом всевозможных жизненных ситуаций.

Первые упоминания о вышеописанной пьесе относятся к 59-му году XIX века. Написание пьесы заняло небольшой промежуток времени. Островский начал создавать произведение в начале лета, а к октябрю оно уже было готово к показу всемирной публике. В истории сохранился тот факт, что написание драмы происходило во время путешествия по реке «Волга». Морское министерство организовало такую экскурсию, главная цель которой – это подробное изучение разнообразных обычаев и нравов людей, проживающих в глубине необъятной родины. Ключевая роль в экскурсии была отдана именно А.Н. Островскому.



В сюжете пьесы использован вымышленный город Калинов. За основу данного населенного пункта взято множество городов Приволжья, к примеру, Торжок, Тверь и множество других. Во время путешествия Островский тщательно изучал обычаи людей, проживающих на той или иной местности, их характеры и привычки. Все эти наблюдения записывались в дневник, который писатель постоянно носил при себе. Именно эти данные были основанием для создания персонажей в произведении.

Вымышленная версия создания сюжета


Среди современных историков укоренилась версия, что сюжет произведения полностью взят из жизни. Существует гипотеза, что именно в этот год простая женщина из Костромы ушла рано утром из дома, а спустя определенный промежуток времени ее бездыханное тело было обнаружено в реке. Потерпевшая – это Саша Клыкова. Было проведено специальное следствие и выяснилось, что семейные отношения с ее супругом были весьма напряженными. Подливала масла в огонь и свекровь, которая время от времени издевалась над невесткой. Муж Александры был «бесхребетным» и никогда не вставал на защиту жены. Основу для всего происходящего дали скрытые любовные игры между Клыковой и служащим, разносившим почту.

Вышеописанная версия весьма прочно вошла в подсознание людей и практически каждый считал, что именно эта ситуация дала основу для создания произведения. Если бы эта история дошла до настоящего времени, то наверняка бы в местах, где на самом деле это якобы происходило, были бы проложены маршруты для туристов со специальными экскурсиями. На самом же деле это вымысел.

Пьеса «Гроза», напечатанная в Костроме и выставленная на продажу, реализовывалась отдельным печатным изданием, не похожим на аналоги. Актеры, участвовавшие в организации, старались быть максимально похожими именно на Клыковых, а жители населенного пункта показывали приезжим гостям то место, где якобы погибла Саша.

Прочно закрепить данный миф позволил краевед по фамилии Виноградов. Именно этот человек тщательно изучил пьесу и нашел большое количество совпадений, которые полностью идентичны реальному случаю.

Как Сашу, так и Катю из пьесы отдали замуж в раннем возрасте, при наступлении шестнадцатилетия у Александры и 19-летия у Екатерины. Две девушки, реальная и вымышленная, терпели деспота-свекровь, которая не давала нормально жить. В доме самую грязную и неприятную работу делала только невестка. Именно у реального человека – Александры Клыковой – были отношения с посторонним человеком, который являлся работником почтового учреждения. Этот краевед и множество различных литературных деятелей «ухватились» за эту версию и распространили ее на весь мир.

Реальная версия создания сюжетной линии


Особенности пьесы

Выше описанный миф был разоблачен в начале двадцатого столетия. Ученые взялись за пьесу и сопоставили даты происходящего, в которых имеется огромное количество несовпадений. К примеру, ситуация, которая произошла в населенном пункте Кострома, относится к ноябрю, а создана и отдана в печать пьеса была еще в начале октября. Это свидетельствует о том, что Островский просто-напросто не мог написать то, чего на самом же деле еще не произошло.

Творческий путь пьесы «Гроза» от этого не менее интересен. Некоторые научные деятели выдвигают предположение, что писатель предугадал развитие будущих событий и предсказал судьбу простой костромской девушки, проживающей в аналогичных условиях. Возможно, обоих героев – реальную и вымышленную девушек – мучила именно та духота, которая сложилась в их жизни, а также строгие порядки в поведении и безысходность происходящей ситуации.

Следует отметить, что не нужно считать Сашу и Катю одинаковыми личностями. Истории не известны подробности гибели реальной девушки, возможно, она решила лишиться жизни из-за бытовых проблем, нежели по глубинным личностным конфликтам, таким как у персонажа из пьесы.

Наилучшим образом исполнила роль известная на то время актриса Любовь Косицкая. Она наиболее точно вошла в жизненную ситуацию персонажа. Ее настоящая жизнь чем-то напоминает жизнь главной героини. Стоит отметить, что у Островского и Косицкой завязывались отношения, хотя у актрисы была своя семья. Любовь Павловна родилась в Поволжье и в малолетнем возрасте сбежала от родителей для поиска лучшей жизни. По сюжету произведения отслеживаются некоторые особенности, которые взяты из жизни актрисы. К примеру, сцена сна Кати (главной героини) записана со слов актрисы.

История создания пьесы весьма интересна и занимательна. Вокруг нее «ходит» множество легенд и мифов, а также личных драм. Премьера произведения «Гроза» пришлась на шестнадцатое ноября 59-го года девятнадцатого века на главной сцене «Малого» театра.

Главные персонажи пьесы


Стоит рассмотреть основных героев произведения А.Н. Островского:

• Екатерина. Она представлена молодой девушкой, которая является женой Тихона Кабанова. По характеру она достаточно скромная, «чистая» и весьма правильная. Данная героиня отличается острым ощущением несправедливости окружающего мира.

• Борис. Неплохо образованный человек, примерно такого же возраста, как и главная героиня. Он приехал в гости к своему дяде, которого зовут Савлом Прокофьевичем Диким. Борис без ума от Екатерины и сильно ее любит.

• «Кабаниха», иначе ее зовут Марфой Игнатьевной Кабановой. Эта личность представляет собой богатую купчиху, оказавшуюся по воле случая вдовой. По характеру данный человек отличается властностью, деспотичными наклонностями. Марфа привыкла подчинять всех окружающих, которые выполняют все ее желания и приказы.

• Тихон. Этот человек – это сын выше описанной «Кабанихи», а также муж главного персонажа пьесы. Он делает все, чтобы исполнить желания своей мамы и полностью зависит от ее воли. Кабаниха навязывает ему свое мнение.

• Варя. Данный персонаж является дочерью Марфы Игнатьевной. Варвара – своевольный человек, не желающий слушать никого, особенно свою матушку.

• Кудряш. Данный человек – это любимый человек дочери Кабанихи.

• Савел Дикой. Персонаж имеет грубый и невоспитанный характер. Он не последнее лицо в населенном пункте, которое уважают практически все. Савел по сюжету является купцом.

• Кулигин. Простой по характеру человек, мещанин, который одержим особенной идеей прогрессирующего плана. Он во всех вещах видит возможность заработка и приумножения личного капитала.

• Барыня. Наполовину сумасшедшая женщина, которая время от времени появляется в сюжете произведения.

• Феклуша. Обычная странница, принявшая участие в развитии событий.

• Глаша. Девушка, которая прислуживает семье Кабановых.

Сюжет картины весьма прост и по-своему интересен. Поставленная пьеса на современный лад привлекает многих ценителей.

Краткое содержание


Все произведение имеет пять основных действий. В каждом из них определен интригующий и завораживающий сюжет. Стоит рассмотреть краткое содержание каждого из них.

Сюжетная линия пьесы


Что происходит в первом действии?


Начинается сюжетная линия с Кудряша и Кулигина. Они разговаривают про красоту природы, и у каждого по этому поводу имеется собственное мнение. Первый персонаж считает, что пейзаж не представляет никакого интереса, а у Кулигина он вызывает восторг. Вдалеке они увидели Бориса и Дикого, которые идут и размахивают руками. Кудряш и Кулигин начинают сплетничать.



К ним подходит сам Дикой, который сразу же начинает высказывать свое недовольство по поводу племянника (Бориса). Он не желает с ним разговаривать. У Бориса нет родственников (кроме Дикого и сестры). Из разговора героев на сцене становится понятно, что Борис всеми силами пытается наладить отношения с дядей, ведь благодаря ему он сможет получить часть наследства от умершей бабушки. Бабушка завещала денежные средства внуку, но Дикой их отдавать не желает.

Далее сцена переключается на Бориса, Кудряша и Кулигина. Они яро обсуждают сложности характера Дикого. В это время Борис рассказывает, что ему весьма сложно проживать в данном городе (Калиново), так как он никак не может привыкнуть к местным правилам и обычаям. По мнению Кулигина, честный труд здесь не принесет денег, но отмечает, что он сам беден. В том случае, когда ему дадут деньги, он обязательно потратит их на благо развития человечества и изготовит перпетум-мобиль.

Теперь на сцене появляется Феклуша и нахваливает купеческую деятельность, а также постоянно повторяя слова: «мы на земле обетованной живем».

Борис жалеет Кулигина. Он прекрасно понимает, что данная личность живет мечтами, и мысли об изобретении полезных вещей навсегда останутся лишь при нем, ведь денег на развитие у него никогда не будет. Борис не желает губить свою молодость и «по уши» влюбляется в Екатерину.

В следующей сцене задействована Екатерина, Варя, Кабанов и его мать. Сам Кабанов разговаривает со своей мамой. Диалог представляет собой обычную семейную сцену. Тихону надоедает слушать нравоучения, но он не может с собой справиться и все равно слушает мать. Она уверяет, что уважать жену не стоит и своеобразно ревнует его к ней. Катя в это время пытается спорить, но все безрезультатно, а Кабаниха по-прежнему наговаривает, не имея ни капли искренности. Кабаниха контролирует всю ситуацию и переключается на сына, обвиняя его в мягкотелости. Все жесты Кабанихи указывают на беспредельную власть, особенно сказывающейся на невестке.

В ходе общения Кабанов начинает признавать, что у него напрочь отсутствует своя воля. После этих слов Марфа покидает сцену. Тихон начинает жаловаться на жизнь и упрекает свою маму. Варя, его сестра, говорит, что у Кабанова своя жизнь и только ему решать, как дальше поступить в той или иной ситуации. Выслушав сестру, Кабанов уходит.

Катя и Варя раскрывают душу друг перед другом. Екатерина сравнивает себя с птицей, которая увядает в обществе этой семьи. Речь начинает заходить про детство, время, которое происходило до замужества. Все мысли постепенно начинают переходить к теме смерти, и она признается, что разлюбила своего нынешнего мужа. Варя боится за Катю и пытается поднять ей настроение всяческими способами. Варвара решается организовать встречу Екатерины с желаемым человеком.

Теперь в сюжете произведения появляется Барыня. Она любуется красотой речного ландшафта и говорит, что эта красота приведет к смерти. Такие слова становятся пророческими и сразу же пугают главную героиню. Варя же, ко всему относится скептически, ей не важно, что говорит эта сумасшедшая старая женщина.

Снова на сцену возвращается Кабанов. Он забирает Екатерину и уводит ее домой. Стоит отметить, что в те времена было не принято в одиночестве разгуливать женщинам, которые замужем.

Чем интересно второе действие сюжетной линии?


Действие второе, пьеса


Варя прекрасно понимает Екатерину. Она считает, что сердце девушки не успокоилось, потому что ее отдали замуж еще в раннем возрасте. Катя, в то же время, жалеет своего мужа, но чувства к нему полностью угасли. Варя понимает, что правда может травмировать брата и просит Катю скрывать происходящее от Тихона. Екатерина воспитана правильно, поэтому врать не намерена и в один прекрасный момент она все расскажет.

Кабанову срочно нужно покинуть дом по делам. Экипаж кареты подан, требуемый багаж собран, остается лишь попрощаться. Кабанов нарекает Кате слушать его маму. Созданная сцена унизительна как для самого Тихона, так и для Екатерины. Ему приходится говорить о том, чтобы она не смотрела в сторону других мужчин – эти слова сильно смущают главную героиню. Она пытается уговорить мужа взять ее с собой, но безрезультатно. Девушка чувствует, что скоро наступит беда.

На прощание Тихон кланяется перед мамой, а жену обнимает. Это очень сильно не понравилось Кабанихе и она упрекает невестку в том, что женщина не должна быть наравне с мужем, ведь мужчина – это глава семьи, поэтому он стоит выше. После этих слов Катя кланяется Тихону.

Марфа по-прежнему упрекает невестку и говорит о том, что современное поколение не чтит устоявшиеся порядки и не уважает старших. Жена обязана плакать после того, как муж уехал и с нетерпением ждать встречи. До того времени, пока живы старшие – будет кому учить молодежь.

Далее Марфа уходит, и Екатерина остается в одиночестве. Она любит тишину, но одновременно и боится ее. Главная героиня начинает жалеть, что у нее нет детей, ведь она сильно хочет стать мамой. Она начинает мечтать о том, как все могло бы быть при счастливой супружеской жизни.

Варя в это время уходит на прогулку и сообщает, что замок в саду заменен. Это было создано для того, чтобы организовать встречу Кате и Борису. Екатерина винит во всем маму мужа, все несчастья, происходящие в ее жизни, созданы благодаря ей. Она уважает свои отношения с мужем, но не может удерживать чувства и тайно встречается с Борисом. У Бориса есть совесть, он не желает портить брак, но без девушки не может прожить ни дня. С утра до позднего вечера он думает только о ней.

Особенности третьего действия


Действие третье


На сцене появляется Феклуша и Глаша. Они беседуют на тему морали, нахваливают дом, в котором работают и живут, именуя его «раем», так как у других людей все намного хуже. Речь заходит и о столице, и о ее коренных жителях. Они считаю людей, проживающих в этом городе, вечно уставшими и суетливыми.

Теперь на сцене появляется Дикой, который пытается уговорить Кабаниху поговорить с ним по душам. Он жалуется на то, что всем окружающим нужны от него только деньги. Дикой снова рассказывает про племянника, который ему очень сильно надоел.

Мимо дома проходит возлюбленный Екатерины. Борис ищет дядю. Он очень сильно жалеет, что находясь так близко к своей возлюбленной, не может ее увидеть. Встретившись с Кулигиным, они решают прогуляться. В ходе разговора обсуждают богатых и бедных. Кулигин считает, что богатые личности закрываются в огромных домах для того, чтобы не показывать на публику насилия над своими близкими людьми.

На пути героев встречается Варвара, которая в это время целует Кудряша. Именно в этот момент она рассказывает Борису о месте встречи с Екатериной.

Наступает ночь. Из оврага, который находится вблизи сада, доносится песня о казаке. Ее исполняет Кудряш. Вместе с ним находится Борис, который рассказывает о своей любви к женщине, которая замужем. Приходит Варя и забирает Кудряша на берег реки. Борис остается один и ждет Екатерину.

Катя приходит, но она очень сильно напугана. Ей неприятна происходящая ситуация, а Борис всяческими способами успокаивает ее. Нервозность зашкаливает и Катя признается, что не имеет воли и полностью зависит от Бориса. Она начинает обнимать его и признается ему в любви, а он отвечает взаимностью.

Время расставания, так как скоро проснется Кабаниха. Возлюбленные решают встретиться завтра и назначают время и место. Неожиданно для всех, Кабанов возвращается из дальней поездки.

Что происходило в четвертом действии?


Действие четвертое


Изначально стоит отметить, что дальнейший сюжет пьесы разворачивается спустя десять дней. На сцене показано гулянье жителей населенного пункта, на горизонте надвигается непогода (формируется гроза). Дикой и Кулигин по-прежнему спорят. Кулигин просит у Дикого денег на развитие, чтобы пустить их на благородное дело. Дикой не желает расставаться с деньгами, и с повышенным тоном отказывает в просьбе. Он не понимает, что изобретение, именуемое «громоотвод», будет создаваться во благо и поможет предоставить человеку дополнительный источник энергии. Гроза все ближе и жители начинают расходиться по домам.

У Кати предчувствие о надвигающейся смерти не пропадает. Её муж замечает, что с Екатериной что-то не так и просит её покаяться в грехах, но разговор прерывает Варя. Из толпы людей, гуляющих на празднике, выходит Борис и здоровается с Кабановым. Марфа пристально смотрит за всем происходящим, поэтому Варвара просит Бориса уйти.

Кулигин начинает рассказывать про грозу и уверяет, что стихия безвредна и не способна навредить человеку, но жители его не слушают и бурно обсуждают непогоду. Екатерина говорит Тихону, что скоро умрет. Никто не понимает, что в душе у Кати очень много страданий. Тихон отправляет Екатерину домой, а Варя пытается её успокоить.

Теперь на сцену выходит Барыня и рассказывает Екатерине о том, что от бога не уйдешь и умирать лучше красивой. Эти слова заставляют Катю признаться во всем мужу и своей свекрови. Она говорит, что всё время отсутствия мужа тайком общалась с Борисом.

Особенности последнего действия


Действия пятое, пьеса


Тихон с Кулигиным обсуждают сказанные Катей слова. Частично Кабанов винит свою маму в случившемся. Кабаниха зла до предела и хочет закопать Екатерину живьем. Тихон готов простить жену, но по-прежнему подвластен воле матери. Семья Кабановых разваливается, даже Варя убегает из дома с Кудряшом. Из дома пропадает и Екатерина, об этом сообщает Глаша, и все уходят искать девушку.

Далее на сцене появляется сама Екатерина. Во всём происходящем она винит саму себя. У неё нет поводов для дальнейшего существования, и просит всех простить её, особенно возлюбленного. Появляется Борис, он обнимает девушку и говорит, что ему срочно нужно уехать в Сибирь и взять с собой Екатерину он не может. Катя просит Бориса молиться за себя и помогать бездомным. Борис уходит, а Катя бросается в реку.

Люди начинают кричать о том, что какая-то девушка бросилась в пропасть. Кабанов сразу же понимает, что это его жена и пытается прыгнуть за ней, но Кабаниха его останавливает. За телом Екатерины спускается Кулигин. Тело девушки по-прежнему прекрасно, лишь небольшая капля крови удержалась на виске.

Тихон жалуется на свою жизнь и говорит, что Кате там хорошо. На этом пьеса заканчивается.



Драматическое произведение «Гроза» является одним из самых главных и удачных, созданных А.Н. Островским. Именно тематика бытового плана была особенно интересна зрителю в те времена. Писатель смог создать не просто драму, а целую трагедию, в которой сюжет продуман до мелочей. Хорошая игра актеров не оставит равнодушным никого.

Следует отметить, что в пьесе отслеживается сюжетная линия не только Екатерины и Тихона. Здесь затронуты судьбы всех персонажей. Эти особенности позволяют создать максимально реалистичное произведение. Чтобы понять, что творилось на душе у всех персонажей, требуется прочесть полную версию произведения или посмотреть данную пьесу в театре. Она никого не оставит равнодушным и раскроет у зрителя множество сокровенных чувств, позволяя осмыслить важность существования.

Подписаться на новые статьи Подписаться на новые статьи

  Оставьте комментарий!
  Похожие статьи
Фет Стихи о любви
Фет Стихи о любви
В статье описаны особенности творчества Фета
Фет Вечер
Фет Вечер
В статье описаны особенности стиха "Вечер"
Какая ночь Фет
Какая ночь Фет
В статье описаны особенности стихотворения "Какая ночь"
Я пришел к тебе с приветом Фет
Я пришел к тебе с приветом Фет
В статье описаны особенности произведения "Я пришел к тебе с приветом"
Культура
Искусство
Книги и Литература
ПнВтСрЧтПтСбВс
Может заинтересовать
Есенин Береза
В дороге Некрасов
Накануне Тургенев
Эти бедные селенья Тютчев
Статистика
© gfom.ru, Глеб Фомин, Культура, Искусство, Философия, 2017