Музыкальное кино на примере фильма Алана Паркера – Стена.
Направлений кино не много – художественное – оно же игровое, документальное – как правило, это хронология каких-то событий и музыкальное кино. Художественное кино, в свою очередь, разделяется на арт-хаус, детектив, триллер, драма и т.д. Документальное кино на хронику, историю, факты, ЖЗЛ и т.п. И музыкальное кино – это мюзиклы, оперетты, музыкальные комедии, рок оперы. Но есть еще одно очень интересное направление, его неофициальное название – клиповое кино. Название, конечно, не очень оригинально звучит, а кого-то даже покоробит, ибо для одного человека это произведение искусства, а для кого-то.
Клиповое кино – это не клип, а целенаправленное произведение, несущее в себе определенный сюжет и подчас глубокую философию.
Такое произведение с родни мюзиклу, только последний предусматривает наличие диалогов, или рок опере, которая создается не для киноленты, а в первую очередь, для театральной сцены. Клиповый же фильм создается на каком-то готовом музыкальном произведении в исполнении например, какой-нибудь рок группы или нескольких рок коллективов. Наше отечественное киноискусство, как-то даже не предполагает наличие такого направления в кино, но в иностранном кинематографе такое направление имеет место. Правда оно не настолько распространено, как те же рок-оперы и очень редкий режиссер рискнет взяться за такую работу.
Не путать с нашими рок операми – «Юнона и Авось», «Орфей и Эвридика» и т.п. – это театрализованные произведения.
Алан Паркер – режиссер, который смог на музыкальное произведение, не предназначенное изначально для киноленты создать фильм и этот фильм – Стена. Причем эта кинолента являлась бестселлером 14 лет с момента создания.
Безусловно, «Стена» сразу, как только появилась на свет в 1980 году стала шедевром рок музыки, но это произведение Британской рок группы Pink Floyd было создано как простая рок-опера, и только в 1982 году родилась идея сделать фильм. Роджер Уотерс написал к «Стене» сценарий, а превратил его в кино-шедевр Алан Паркер. Возможно именно потому, что этот фильм снят на основе музыкального рок произведения его обзывают клиповым, мне же больше нравится рок-опера в видео исполнении.
Фильм Стена конечно старый, но такие произведения не имеют срока давности и очередной раз просматривая его, каждый раз открываешь для себя что-то новое. Причем такое кино – наполненное философией, не может иметь какой-то одной и безоговорочной трактовки и все зависит от миропонимания каждого индивидуального зрителя. Другими словами – одно и то же произведение можно по-разному понимать, по-разному высказывать о нем свое мнение – с восхищением или отвращением, с критикой в адрес создателей или с нескрываемым восторгом.
И даже два разных человека, которым понравилось подобное кино будут иметь разные отзывы. Один может быть будет рыдать, а другой получит заряд энергии и пойдет на подвиги.
Музыкальное произведение «Стена», попав на просторы тогдашней совдепии, воспринималась нами подростками 80-х просто как очередной рок-шедевр Pink Floyd, который мы переписывали на бабины или кассетники и затирали до дыр, мурлыкая себе под нос наиболее яркие и звучные моменты The Wall.
В 1990 году в честь сноса Берлинской стены, Роджер Уотерс (бывший лидер Pink Floud), попытался воссоздать Стену с кучкой мировых рок звезд, но в результате получился лишь извращенный вариант оригинала.
Я не могу сказать когда этот фильм появился в России, мне довелось его увидеть только в 1997 году. И я, как поклонник Pink Floyd, по началу был несколько возмущен, тем, что музыка в фильме во многом разнится с оригинальным звучанием The Wall. И не я один был такого мнения. Лишь постепенно, просматривая его раз за разом, пришло понимание идеи создания фильма и его сюжета.
Если проследить сюжет Стены, то основной его стержень неизменен и несет одну ярко выраженную идею – это протест устоявшимся консервативным порядкам Английского общества, где людей еще в детстве превращают в мясо – сцена с гигантской мясорубкой.
Восхищение вызывает и то как переживания человека искусно переданы языком музыки и как музыка, как бы материализуется и превращается в изображение. Не мало восторга вызывает и мультипликация.
В конце фильма сцена появления прокурора, свидетелей: школьного учителя, матери и жены, когда совершенно беззащитный Пинк превращается в кленовый лист и опять в нагого человека парящего в пустоте, а в конце темы улетающего в черную бездну – это вообще нечто потрясающее и фантастическое, где черный цвет – это черный, как у Малевича, от чего этот момент становится еще более ярким и насыщенным в сопровождении симфонического оркестра, детских голосов и рок гитар.
Сегодня я его уже пересмотрел много раз, сюжет давно понят, разжеван и проглочен и просматривая его просто наслаждаешься режиссурой, игрой актеров, мультипликацией и музыкой. И хочется отметить, что такая музыка и такое кино не исчезают бесследно и что радует, так это то, что даже среди современной молодежи, попадаются индивиды не помешанные на одной попсе типа – «Руки вверх», а становятся хранителями и продолжателями хорошей рок музыки как отечественной, так и иностранной и кино сделанного по мотивам рок произведений.
Подписаться на новые статьи
Оставьте комментарий!
Похожие статьи
13-10-2018 | Ельцин, президент, Россия, девяностые, царь