Ударение в слове щавель  


        Фильм «С любимыми не расставайтесь»
   
ГЛАВНАЯ ОБО МНЕ СТАТЬИ ТВОРЧЕСТВО КНИГИ КОНТАКТЫ

Фильм «С любимыми не расставайтесь»

Фильм «С любимыми не расставайтесь» В коридорах народного суда, прислонившись спиной к стенкам, выкрашенным в безрадостный экономический цвет, сидят на казенных жестких лавках мужчины и женщины. Большею частью молодые, в крайнем случае едва достигшие так называемого среднего возраста. Большею частью вполне благополучного, ухоженного вида, хотя попадаются среди них граждане и не слишком, судя по всему, процветающие. Жизнь есть жизнь. В местах человеческой скорби — а суд, куда ни кинь, место не веселое — невольно утешаешь себя такою несложной философией. Что еще остается?

Хотя перед нами не преступники, и не близкие подсудимых. Перед нами разводящиеся супруги. Сейчас их позовут в зал судебных заседаний и они, деликатно избегая острых моментов или же, напротив, простодушно обнажая перед высоким судом интимные стороны своего бытия, признаются в крахе своего личного счастья. «Любовная лодка разбилась о быт». Боже, какая привычная история!

Этот фильм с первых своих кадров подчеркнуто сух и социологичен, словно документальная лента. И лишь тот факт, что каждая из расстающихся пар воплощена на экране очень хорошими и очень известными актерами, заставляет нас вспомнить о том, насколько индивидуальна, неповторима и болезненна самая заурядная и обыденная житейская драма.

Честно говоря, невольно приходит в голову мысль, что из калейдоскопа ломающихся судеб, из многообразия страдающих личностей, режиссер выбрал с тем, чтобы показать нам крупным планом, не самые выдающиеся. Хотя, может быть, в этом именно и вся идея? Обратить наше внимание на людей не вполне еще сложившихся и вполне обыкновенных? Впрочем, оба они милы и симпатичны, и обманутый, а еще больше оскорбленный муж Митя, и его неверная, а еще больше своенравная жена Катя. И к тому же весьма узнаваемы — типичные современные ребята, супруги, которые еще долго могут производить впечатление однокурсников или одноклассников. Все-таки жесткая социологичность первых кадров задала картине правильный тон — привычность и будничность человеческой драмы вызывает неосознанный внутренний протест. Как же легко современные люди привыкли терять друг друга! Как же просто они расстаются! Неужели до такой степени выветрилась, обесцветилась культура чувств?

Этот вопрос драматург Александр Володин и режиссер Павел Арсенов задают не только нам, зрителям, они сами им задаются. Судьба любви озадачивает их, беспокоит и мучит — конкретной любви двух вполне определенных молодых людей и той, великой, поэтами воспетой и легендами прославленной, какая вот уже в течение многих веков остается чудом и самым надежным оплотом человеческого достоинства. В том, что благородное это беспокойство неожиданно выливается в исполненную страсти и боли, в буквальном смысле потрясающую сцену, заключена главная удача этой картины.


Рассказывает режиссер фильма Павел Арсенов.

— Володин для меня значит очень много. Еще в студенческие годы во ВГИКе, когда мы прочли володинского «Фокусника», нам всем захотелось его ставить. С тех пор Володинская драматургия пребывала в том душевном «запаснике» замыслов, который есть у каждого режиссера. А вот поработать с Александром Моисеевичем Володиным удалось только в этом кинофильме.

Меня часто спрашивали: почему именно эта пьеса? Когда режиссер говорит: я хочу поставить это или я хочу поставить то, он не просто называет какое-то произведение. Он называет круг проблем, которые его волнуют; о них он думал, мучился ими, ему необходимо высказаться. Больше того, это — его долг.

Пьеса «С любимыми не расставайтесь» написана несколько лет назад. Сегодняшние молодые люди возраста ее героев в чем-то изменились. Другим стал уровень образования, материального достатка (а это ведь тоже накладывает отпечаток на психологию). Но нам казалось правильным перенести действие в сегодняшний день, потому что то, что мне с моей сегодняшней точки зрения кажется самым существенным в пьесе, актуально именно для наших дней. Я вообще думаю, что каждый истинный писатель работает как бы с опережением времени. Поэтому его произведения и живут долго, а не только имеют ценность исторического документа.

Есть темы, которые принято называть вечными, и есть темы, называемые злободневными. И то, и другое определение достаточно условно и упрощено. Любовь, как известно, относят к проблемам вечным.

Конечно, это чувство всегда было и всегда будет. Но с течением времени, с каждым новым поколением вечная тема поворачивается какими-то новыми, наиболее актуальными для этого времени гранями. Сейчас, мне кажется, образовался дефицит эмоций, дефицит душевности. И человек чувствуя эту пустоту, недостаток чего-то жизненно важного, стремится его восполнить, но часто не знает как. Любовь — это прежде всего умение вступить в контакт, в общение, умение слышать другого человека.

Герои пьесы «С любимыми не расставайтесь» не слышат друг друга. Каждый ведет свою партию, полон своими обидами, своими мыслями. Митя не слышит Катю. Любит, а не слышит. Она закрыта для него. Катя, тоже любящая, не слышит его. Более подготовлена к человеческому общению, больше способна настроиться на чужую волну Ирина. Кате же в конце пьесы (и фильма) приходится докрикиваться до любимого, на самой последней, самой отчаянной ноте. Любящие едва не потеряли друг друга, едва добровольно не отказались от своей любви.

Пьеса Володина еще и о человеческой глухоте, о «перегородках» между людьми. Когда женщина, у которой ни в пьесе, ни в фильме нет имени (она приходит к героям по объявлению об обмене), начинает говорить — это, по сути, прямое авторское обращение в зал, к каждому зрителю лично. Женщина рассказывает обыденную житейскую историю, которая перерастает в трагический символ: они с сестрой поставили в своей большой комнате перегородку, чтобы у каждого получилась своя отдельная комната. Каждый человек ведь имеет право побыть один. А оказалось, что перегородка разделила их жизни, и вот теперь они и хотели бы, но никак не могут сломать проклятую перегородку. «Такова жизнь, — говорит женщина. — Сначала встречи. Что ни день, то встречи, потом расставанья с одним человеком, с другим человеком. Ради чего? Ради того, чтобы однажды расстаться со всеми сразу...»

Сейчас много пишут о пугающей статистике разводов, о количестве одиноких людей. Но ведь это только цифровое выражение серьезного явления. Мы говорим о недостатке контактов, о перегородках между людьми. Талант общения, талант взаимопонимания необходимо развивать в себе, воспитывать.

Любовь как умение проникнуться мыслями, чувствами, настроениями, горестями и заботами другого человека можно рассматривать как первый шаг от человека индивидуального к человеку общественному. Сделать этот шаг не просто. Исступленная жажда добиться любви в соединении с душевной неразвитостью, нежеланием и неумением понять другого ведут к тому, что любовь, совместная жизнь становятся полем самоутверждения. В стремлении самоутверждения человек ломает другого, близкого и любимого. Любовь всегда борьба, но в таких случаях она переходит в любовь-ненависть. И вот уже исступленно добившиеся любви так же исступленно ненавидят друг друга. А уж если человек эмоционально невежествен, груб, примитивен... Как ни парадоксально, но я считаю, что многие поступки таких людей, поступки, которые справедливо классифицируются как хулиганские,— это искаженное, искривленное стремление к контактам.

Как уже было сказано, любовь — первый шаг от человека индивидуального к человеку общественному. Бывает и так, что первый шаг остается и последним. Это тоже опасно. Истина не новая, но оттого не менее верная: человек — существо общественное. Он должен реализовать заложенные в нем потенции в производстве, в социальной жизни и в той сфере, которую называют личной. Если же он отторгнут от инициативы, от производства, от социальной ответственности, он начинает самоутверждаться в личном. И это — искажение, нарушение гармонии, ненормальность, приводящая к драмам.

То, что я сейчас сказал, на первый взгляд, выходит за рамки непосредственно сюжета пьесы и фильма. Но Володин говорит в пьесе о самом главном, о причине: необходимости слышать друг друга, о перегородках между людьми, возникших по их же вине.

Подписаться на новые статьи Подписаться на новые статьи

  Оставьте комментарий!
  Похожие статьи
Чем прославился Ельцин за время президентства?
Чем прославился Ельцин за время президентства?
Статья про Бориса Ельцина
Горбачев - реформатор или гробовщик коммунизма?
Горбачев - реформатор или гробовщик коммунизма?
Статья про Михаил Сергеевича Горбачева
Певица Натали: биография и личная жизнь
Певица Натали: биография и личная жизнь
Биография и личная жизнь певицы Натали
Кристина Орбакайте: биография и личная жизнь
Кристина Орбакайте: биография и личная жизнь
Биография и личная жизнь Кристины Орбакайте
Культура
Книги и Литература
Интернет
Финансы
Спорт
Туризм
Товары
История
Мистика
Отношения
Семья
Ремонт
Игры
Мода
Медицина
Кулинария
Государство
Авто
Увлечения
Психология
Дизайн
Разное
Наука
Образование
ПнВтСрЧтПтСбВс
Может заинтересовать
Особенности ловли щуки и судака
Как вести себя девушке в Египте
Возможные осложнения у собаки после родов
Технический анализ
Статистика

Индекс цитирования


© gfom.ru, Глеб Фомин, Культура, Искусство, Философия, 2020