Фет Стихи о любви
   
ГЛАВНАЯ ОБО МНЕ СТАТЬИ ТВОРЧЕСТВО КНИГИ КОНТАКТЫ

Фет Стихи о любви

Фет Стихи о любви «Человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе, после Пушкина, не почерпнёт столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г-н Фет» - утверждал великий писатель Н. Некрасов





Немецкие корни, прекрасное образование и безграничная преданность «чистому искусству», искусству, непривязанному ни ко времени, ни к общественным настроениям — все это объединилось в образе Афанасия Фета, одного из крупнейших лириков XIX века. Его талант был отмечен Чернышевским. Салтыков-Щедин писал о необыкновенной «свежести» его стихов, а Добролюбов называл поэта мастером «улавливать мимолетные впечатления». Нам знакомы три основные темы творчества Фета - это тема природы, искусства и, конечно же, тема любви.

Лирика Фета

Юность. Поэзия. Любовь


Друг, о чем ты все тоскуешь?
Нет улыбки на устах,
Черны кудри в беспорядке,
Очи черные в слезах.
— Я тоскую, я горюю,
Ты ж не можешь пособить:
Ты любила, разлюбила
И не в силах полюбить.
1840


Представленное выше произведение – это одно из первых стихотворений Фета, написанное им в возрасте двадцати лет. В нем нет ни сложных чувств, ни глубоких переживаний, зато налицо яркие эмоции, которые не скроешь не потому, что не можешь, а потому, что не хочется. Сама любовь еще остается на уровне экспрессии — разрыв, слезы, страдания. В произведении чувствуется, что герои забудут обо всем уже на следующее утро, ведь впереди у них еще целая жизнь.



О, долго буду я, в молчанье ночи тайной,
Коварный лепет твой, улыбку, взор случайный,
Перстам послушную волос густую прядь
Из мыслей изгонять и снова призывать;
Дыша порывисто, один, никем не зримый,
Досады и стыда румянами палимый,
Искать хотя одной загадочной черты
В словах, которые произносила ты;
Шептать и поправлять былые выраженья
Речей моих с тобой, исполненных смущенья,
И в опьянении, наперекор уму,
Заветным именем будить ночную тьму.
1844


Трагедия ФетаВ 1840-х годах совсем юный Фет, как и любой другой его ровесник, беззаботно жил мечтами и надеждами. Он учился в одном из лучших университетов, здесь же заводил друзей и начинал писать стихи. Будущий великий лирик XIX века и представить себе не мог, что совсем скоро ему придется пережить самое большое потрясение в своей жизни, память о котором сохранится до самой смерти.

…А я, смотря на вас, смеюсь, — не утерплю!
Вот люди, думаю, не знают, как придраться,
— Напившись кофею, сто раз сказать «люблю»
И тысячу — поцеловаться.
1840


Пока Фет влюбляется, тоскует, грустит и радуется жизни, отражая все это в поэзии


Мила мне ночь, когда в неверной тьме
Ты на руке моей в восторге таешь,
Устами ищешь уст и нежно так ко мне Горячей щечкой припадаешь!
И я, рукой коснувшись как-нибудь
Твоих грудей, их сладостно взволную;
Но днем ты ищешь скрыть, упав ко мне на грудь,
Пожар лица от поцелуя — И мне милее день...
1840


Своеобразие поэтики Фета


Литературоведы с особым вниманием подходят к особенностям поэтики Фета. Местами «рваная» композиция, а также порой полное отсутствие сюжета как такового - критики и коллеги поэта приходили в негодование после прочтения столь несуразных строк. Но что это, если не признаки импрессионизма? Сам же Фет невозмутимо отвечал своим обидчикам: «Художественное произведение, в котором есть смысл, для меня не существует».

Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
1850


ФетПри первом же прочтении видно, что поэт старается бережно передать самые тончайшие ощущения, которые загораются в душе всего на одно мгновенье и исчезают в круговороте жизни. Фет лишь условно обозначил основные символы любви («шепот», «легкое дыханье», «тени», «лобзания», «слезы»), будто освежая в памяти приятные воспоминания, пока еще не успевшие рассеяться. Оттого ускоряется и ритм стихотворения — герой словно боится забыть что-то из этого магического списка.

Временами Фет выступает для читателей не как лирический герой собственных произведений, а как сторонний наблюдатель. Такой подход дает нам возможность обратиться к внутреннему миру описываемых поэтом персонажей. Все они психологичны и многогранны, что осталось бы незамеченным при резком погружении в самую гущу событий. Только спокойно наблюдая за их жизнью откуда-то извне, можно понять мотивы их поведения и тонкую психологию каждой личности.

На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.
И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.
А вчера у окна ввечеру
Долго-долго сидела она
И следила по тучам игру,
Что, скользя, затевала луна.
И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.
Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее, не буди...
На заре она сладко так спит!
1842


Любовь ФетаКак и все великие творцы, Афанасий Фет черпал вдохновение из собственной жизни. Некоторые ее события оказывались настолько волнующими и острыми, что оставались в памяти поэта на долгие годы, становясь мощным творческим ориентиром. Такой стала встреча молодого Фета с дочерью небогатого помещика Марией Лазич.

О неравном браке не могло быть и речи, но ситуация омрачилась еще сильнее - спустя некоторое время после знакомства девушка погибла при пожаре. Трагическую смерть своей возлюбленной Фету так и не удалось пережить. Отныне и до конца жизни он останется ожесточенным, холодным и меланхоличным.

Ты отстрадала, я еще страдаю,
Сомнением мне суждено дышать,
И трепещу, и сердцем избегаю
Искать того, чего нельзя понять…
1878


Сомнения лирического героя, с которым мы полноправно можем отождествлять самого автора, вызваны не чем иным, как чувством вины. Фет мучительно переживал разрыв с Марией, подозревая ее в грехе, в самоубийстве.

Фет не был бы талантливейшим поэтом, если бы не смог превратить столь сильные переживания в неповторимые по красоте стихотворения.

Та трава, что вдали, на могиле твоей,
Здесь, на сердце, чем старе оно, тем свежей,
И я знаю, взглянувши на звезды порой,
Что взирали на них мы как боги с тобой.
У любви есть слова, те слова не умрут.
Нас с тобой ожидает особенный суд;
Он сумеет нас сразу в толпе различить,
И мы вместе придем, нас нельзя разлучить!
1878


Уход в мир поэтических иллюзий и метафор постепенно отодвинул тоску на второй план. Смыслом жизни теперь стала надежда на загробное воссоединение с любимой женщиной. Ведь настоящая любовь, по мнению Фета, вечна.


В уединении забудусь ли порою,
Ресницы ли мечта смежает мне, как сон,
—Ты, ты опять в дали стоишь передо мною,
Моих весенних дней сияньем окружен.
Всё, что разрушено, но в бедном сердце живо,
Что бездной между нас зияющей легло,
Не в силах удержать души моей порыва,
И снова я с тобой — и у тебя светло…
1856




любимая женщинаПоздний период творчества Афанасия Фета можно назвать наиболее сильным, искренним и эмоционально напряженным. Вопреки убеждениям о том, что такие характеристики присущи скорее юности, нежели старости. Лирику удалось написать несколько самых ярких своих стихотворений.
По всей видимости, сорока с лишним лет не хватило, чтобы образ Марии Лазич стерся из памяти поэта. Наоборот, чувства будто бы приобрели новый оттенок — раздирающая душу тоска превратилась в подлинную страсть и милую сердцу нежность, порождаемую светлыми воспоминаниями.

И опять в полусвете ночном
Средь веревок, натянутых туго,
На доске этой шаткой вдвоем,
Мы стоим и бросаем друг друга.
И, чем ближе к вершине лесной,
Чем страшнее стоять и держаться,
Тем отрадней взлетать над землей
И одним к небесам приближаться.
Правда, это игра, и притом
Может выйти игра роковая,
Но и жизнью играть нам вдвоем.
—Это счастье, моя дорогая.
1890


Наверное, поэтому любовная лирика Фета вот уже больше века остается такой же нежной, тонкой и мелодичной. Описанные им чувства — это не выдумка, а реальность, скрытая от посторонних глаз и таившаяся внутри целых пятьдесят лет. Мотивы первой влюбленности переплелись с безутешными страданиями, легкость изложения с глубиной мысли. Читая последние стихотворения этого чистого душою поэта, не возникает сомнений, что в них он излагает свою историю.

Нет, я не изменил. До старости глубокой
Я тот же преданный, я раб твоей любви,
И старый яд цепей, отрадный и жестокий,
Еще горит в моей крови.
Хоть память и твердит, что между нас могила,
Хоть каждый день бреду томительно к другой,-
Не в силах верить я, чтоб ты меня забыла,
Когда ты здесь, передо мной.
Мелькнет ли красота иная на мгновенье,
Мне чудится, вот-вот тебя я узнаю;
И нежности былой я слышу дуновенье,
И, содрогаясь, я пою.
1887


Мир романсов Афанасия Фетам


Поэзия Фета невероятно мелодична. Музыкальное сопровождение, улавливаемое не слухом, а скорее сердцем, есть у каждого его стихотворения. Особенна любовная лирика, которая создана словно специально для чтения нараспев под камерную музыку. Оттого и существует так много романсов, в основу которых легли изящные стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета.

Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.
Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет.
И в больную, усталую грудь
Веет влагой ночной... я дрожу,
Я тебя не встревожу ничуть,
Я тебе ничего не скажу.
1885


Во главу своего творчества Фет ставил представления об истинной красоте. Красота природы, красота человека, красота любви — три главных мотива успешно сплетаются в одну общую идею.

Какое счастие: и ночь, и мы одни!
Река - как зеркало и вся блестит звездами;
А там-то... голову закинь-ка да взгляни:
Какая глубина и чистота над нами!
О, называй меня безумным! Назови
Чем хочешь; в этот миг я разумом слабею
И в сердце чувствую такой прилив любви,
Что не могу молчать, не стану, не умею!
Я болен, я влюблён; но, мучась и любя -
О слушай! о пойми! - я страсти не скрываю,
И я хочу сказать, что я люблю тебя -
Тебя, одну тебя люблю я и желаю!

Подписаться на новые статьи Подписаться на новые статьи

  Оставьте комментарий!
  Похожие статьи
Фет Вечер
Фет Вечер
В статье описаны особенности стиха "Вечер"
Какая ночь Фет
Какая ночь Фет
В статье описаны особенности стихотворения "Какая ночь"
Я пришел к тебе с приветом Фет
Я пришел к тебе с приветом Фет
В статье описаны особенности произведения "Я пришел к тебе с приветом"
Тени сизые смесились Тютчев
Тени сизые смесились Тютчев
В статье описаны особенности произведения "Тени сизые сместились..."
Культура
Искусство
Книги и Литература
ПнВтСрЧтПтСбВс
Может заинтересовать
Крестьянские дети Некрасов
Лирика Бунина
Тургенев Хорь и Калиныч
Стихи Блока о любви
Статистика
© gfom.ru, Глеб Фомин, Культура, Искусство, Философия, 2017