Фет Стихи о любви
   
ГЛАВНАЯ ОБО МНЕ СТАТЬИ ТВОРЧЕСТВО КНИГИ КОНТАКТЫ

Фет Стихи о любви

Фет Стихи о любви «Человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе, после Пушкина, не почерпнёт столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г-н Фет» - утверждал великий писатель Н. Некрасов





Немецкие корни, прекрасное образование и безграничная преданность «чистому искусству», искусству, непривязанному ни ко времени, ни к общественным настроениям — все это объединилось в образе Афанасия Фета, одного из крупнейших лириков XIX века. Его талант был отмечен Чернышевским. Салтыков-Щедин писал о необыкновенной «свежести» его стихов, а Добролюбов называл поэта мастером «улавливать мимолетные впечатления». Нам знакомы три основные темы творчества Фета - это тема природы, искусства и, конечно же, тема любви.

Лирика Фета

Юность. Поэзия. Любовь


Друг, о чем ты все тоскуешь?
Нет улыбки на устах,
Черны кудри в беспорядке,
Очи черные в слезах.
— Я тоскую, я горюю,
Ты ж не можешь пособить:
Ты любила, разлюбила
И не в силах полюбить.
1840


Представленное выше произведение – это одно из первых стихотворений Фета, написанное им в возрасте двадцати лет. В нем нет ни сложных чувств, ни глубоких переживаний, зато налицо яркие эмоции, которые не скроешь не потому, что не можешь, а потому, что не хочется. Сама любовь еще остается на уровне экспрессии — разрыв, слезы, страдания. В произведении чувствуется, что герои забудут обо всем уже на следующее утро, ведь впереди у них еще целая жизнь.



О, долго буду я, в молчанье ночи тайной,
Коварный лепет твой, улыбку, взор случайный,
Перстам послушную волос густую прядь
Из мыслей изгонять и снова призывать;
Дыша порывисто, один, никем не зримый,
Досады и стыда румянами палимый,
Искать хотя одной загадочной черты
В словах, которые произносила ты;
Шептать и поправлять былые выраженья
Речей моих с тобой, исполненных смущенья,
И в опьянении, наперекор уму,
Заветным именем будить ночную тьму.
1844


Трагедия ФетаВ 1840-х годах совсем юный Фет, как и любой другой его ровесник, беззаботно жил мечтами и надеждами. Он учился в одном из лучших университетов, здесь же заводил друзей и начинал писать стихи. Будущий великий лирик XIX века и представить себе не мог, что совсем скоро ему придется пережить самое большое потрясение в своей жизни, память о котором сохранится до самой смерти.

…А я, смотря на вас, смеюсь, — не утерплю!
Вот люди, думаю, не знают, как придраться,
— Напившись кофею, сто раз сказать «люблю»
И тысячу — поцеловаться.
1840


Пока Фет влюбляется, тоскует, грустит и радуется жизни, отражая все это в поэзии


Мила мне ночь, когда в неверной тьме
Ты на руке моей в восторге таешь,
Устами ищешь уст и нежно так ко мне Горячей щечкой припадаешь!
И я, рукой коснувшись как-нибудь
Твоих грудей, их сладостно взволную;
Но днем ты ищешь скрыть, упав ко мне на грудь,
Пожар лица от поцелуя — И мне милее день...
1840


Своеобразие поэтики Фета


Литературоведы с особым вниманием подходят к особенностям поэтики Фета. Местами «рваная» композиция, а также порой полное отсутствие сюжета как такового - критики и коллеги поэта приходили в негодование после прочтения столь несуразных строк. Но что это, если не признаки импрессионизма? Сам же Фет невозмутимо отвечал своим обидчикам: «Художественное произведение, в котором есть смысл, для меня не существует».

Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
1850


ФетПри первом же прочтении видно, что поэт старается бережно передать самые тончайшие ощущения, которые загораются в душе всего на одно мгновенье и исчезают в круговороте жизни. Фет лишь условно обозначил основные символы любви («шепот», «легкое дыханье», «тени», «лобзания», «слезы»), будто освежая в памяти приятные воспоминания, пока еще не успевшие рассеяться. Оттого ускоряется и ритм стихотворения — герой словно боится забыть что-то из этого магического списка.

Временами Фет выступает для читателей не как лирический герой собственных произведений, а как сторонний наблюдатель. Такой подход дает нам возможность обратиться к внутреннему миру описываемых поэтом персонажей. Все они психологичны и многогранны, что осталось бы незамеченным при резком погружении в самую гущу событий. Только спокойно наблюдая за их жизнью откуда-то извне, можно понять мотивы их поведения и тонкую психологию каждой личности.

На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.
И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.
А вчера у окна ввечеру
Долго-долго сидела она
И следила по тучам игру,
Что, скользя, затевала луна.
И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.
Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее, не буди...
На заре она сладко так спит!
1842


Любовь ФетаКак и все великие творцы, Афанасий Фет черпал вдохновение из собственной жизни. Некоторые ее события оказывались настолько волнующими и острыми, что оставались в памяти поэта на долгие годы, становясь мощным творческим ориентиром. Такой стала встреча молодого Фета с дочерью небогатого помещика Марией Лазич.

О неравном браке не могло быть и речи, но ситуация омрачилась еще сильнее - спустя некоторое время после знакомства девушка погибла при пожаре. Трагическую смерть своей возлюбленной Фету так и не удалось пережить. Отныне и до конца жизни он останется ожесточенным, холодным и меланхоличным.

Ты отстрадала, я еще страдаю,
Сомнением мне суждено дышать,
И трепещу, и сердцем избегаю
Искать того, чего нельзя понять…
1878


Сомнения лирического героя, с которым мы полноправно можем отождествлять самого автора, вызваны не чем иным, как чувством вины. Фет мучительно переживал разрыв с Марией, подозревая ее в грехе, в самоубийстве.

Фет не был бы талантливейшим поэтом, если бы не смог превратить столь сильные переживания в неповторимые по красоте стихотворения.

Та трава, что вдали, на могиле твоей,
Здесь, на сердце, чем старе оно, тем свежей,
И я знаю, взглянувши на звезды порой,
Что взирали на них мы как боги с тобой.
У любви есть слова, те слова не умрут.
Нас с тобой ожидает особенный суд;
Он сумеет нас сразу в толпе различить,
И мы вместе придем, нас нельзя разлучить!
1878


Уход в мир поэтических иллюзий и метафор постепенно отодвинул тоску на второй план. Смыслом жизни теперь стала надежда на загробное воссоединение с любимой женщиной. Ведь настоящая любовь, по мнению Фета, вечна.


В уединении забудусь ли порою,
Ресницы ли мечта смежает мне, как сон,
—Ты, ты опять в дали стоишь передо мною,
Моих весенних дней сияньем окружен.
Всё, что разрушено, но в бедном сердце живо,
Что бездной между нас зияющей легло,
Не в силах удержать души моей порыва,
И снова я с тобой — и у тебя светло…
1856




любимая женщинаПоздний период творчества Афанасия Фета можно назвать наиболее сильным, искренним и эмоционально напряженным. Вопреки убеждениям о том, что такие характеристики присущи скорее юности, нежели старости. Лирику удалось написать несколько самых ярких своих стихотворений.
По всей видимости, сорока с лишним лет не хватило, чтобы образ Марии Лазич стерся из памяти поэта. Наоборот, чувства будто бы приобрели новый оттенок — раздирающая душу тоска превратилась в подлинную страсть и милую сердцу нежность, порождаемую светлыми воспоминаниями.

И опять в полусвете ночном
Средь веревок, натянутых туго,
На доске этой шаткой вдвоем,
Мы стоим и бросаем друг друга.
И, чем ближе к вершине лесной,
Чем страшнее стоять и держаться,
Тем отрадней взлетать над землей
И одним к небесам приближаться.
Правда, это игра, и притом
Может выйти игра роковая,
Но и жизнью играть нам вдвоем.
—Это счастье, моя дорогая.
1890


Наверное, поэтому любовная лирика Фета вот уже больше века остается такой же нежной, тонкой и мелодичной. Описанные им чувства — это не выдумка, а реальность, скрытая от посторонних глаз и таившаяся внутри целых пятьдесят лет. Мотивы первой влюбленности переплелись с безутешными страданиями, легкость изложения с глубиной мысли. Читая последние стихотворения этого чистого душою поэта, не возникает сомнений, что в них он излагает свою историю.

Нет, я не изменил. До старости глубокой
Я тот же преданный, я раб твоей любви,
И старый яд цепей, отрадный и жестокий,
Еще горит в моей крови.
Хоть память и твердит, что между нас могила,
Хоть каждый день бреду томительно к другой,-
Не в силах верить я, чтоб ты меня забыла,
Когда ты здесь, передо мной.
Мелькнет ли красота иная на мгновенье,
Мне чудится, вот-вот тебя я узнаю;
И нежности былой я слышу дуновенье,
И, содрогаясь, я пою.
1887


Мир романсов Афанасия Фетам


Поэзия Фета невероятно мелодична. Музыкальное сопровождение, улавливаемое не слухом, а скорее сердцем, есть у каждого его стихотворения. Особенна любовная лирика, которая создана словно специально для чтения нараспев под камерную музыку. Оттого и существует так много романсов, в основу которых легли изящные стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета.

Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.
Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет.
И в больную, усталую грудь
Веет влагой ночной... я дрожу,
Я тебя не встревожу ничуть,
Я тебе ничего не скажу.
1885


Во главу своего творчества Фет ставил представления об истинной красоте. Красота природы, красота человека, красота любви — три главных мотива успешно сплетаются в одну общую идею.

Какое счастие: и ночь, и мы одни!
Река - как зеркало и вся блестит звездами;
А там-то... голову закинь-ка да взгляни:
Какая глубина и чистота над нами!
О, называй меня безумным! Назови
Чем хочешь; в этот миг я разумом слабею
И в сердце чувствую такой прилив любви,
Что не могу молчать, не стану, не умею!
Я болен, я влюблён; но, мучась и любя -
О слушай! о пойми! - я страсти не скрываю,
И я хочу сказать, что я люблю тебя -
Тебя, одну тебя люблю я и желаю!

Подписаться на новые статьи Подписаться на новые статьи

  Оставьте комментарий!
  Похожие статьи
Фет Вечер
Фет Вечер
В статье описаны особенности стиха "Вечер"
Какая ночь Фет
Какая ночь Фет
В статье описаны особенности стихотворения "Какая ночь"
Я пришел к тебе с приветом Фет
Я пришел к тебе с приветом Фет
В статье описаны особенности произведения "Я пришел к тебе с приветом"
Тени сизые смесились Тютчев
Тени сизые смесились Тютчев
В статье описаны особенности произведения "Тени сизые сместились..."
Культура
Книги и Литература
Интернет
Финансы
Спорт
Туризм
Товары
История
Мистика
Отношения
Семья
Ремонт
Игры
Мода
Медицина
Кулинария
Государство
Авто
Увлечения
Психология
Дизайн
Разное
Наука
Образование
ПнВтСрЧтПтСбВс
Может заинтересовать
Христианство. Православие
Почему коты любят валериану?
13 сентября - день рождения Подпалого
Какие продукты ускоряют похудение?
Статистика

Индекс цитирования


© gfom.ru, Глеб Фомин, Культура, Искусство, Философия, 2019