«Человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе, после Пушкина, не почерпнёт столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г-н Фет» - утверждал великий писатель Н. Некрасов
Немецкие корни, прекрасное образование и безграничная преданность «чистому искусству», искусству, непривязанному ни ко времени, ни к общественным настроениям — все это объединилось в образе Афанасия Фета, одного из крупнейших лириков XIX века. Его талант был отмечен Чернышевским. Салтыков-Щедин писал о необыкновенной «свежести» его стихов, а Добролюбов называл поэта мастером «улавливать мимолетные впечатления». Нам знакомы три основные темы творчества Фета - это тема природы, искусства и, конечно же, тема любви.
Юность. Поэзия. Любовь
Друг, о чем ты все тоскуешь? Нет улыбки на устах, Черны кудри в беспорядке, Очи черные в слезах. — Я тоскую, я горюю, Ты ж не можешь пособить: Ты любила, разлюбила И не в силах полюбить. 1840
Представленное выше произведение – это одно из первых стихотворений Фета, написанное им в возрасте двадцати лет. В нем нет ни сложных чувств, ни глубоких переживаний, зато налицо яркие эмоции, которые не скроешь не потому, что не можешь, а потому, что не хочется. Сама любовь еще остается на уровне экспрессии — разрыв, слезы, страдания. В произведении чувствуется, что герои забудут обо всем уже на следующее утро, ведь впереди у них еще целая жизнь.
О, долго буду я, в молчанье ночи тайной, Коварный лепет твой, улыбку, взор случайный, Перстам послушную волос густую прядь Из мыслей изгонять и снова призывать; Дыша порывисто, один, никем не зримый, Досады и стыда румянами палимый, Искать хотя одной загадочной черты В словах, которые произносила ты; Шептать и поправлять былые выраженья Речей моих с тобой, исполненных смущенья, И в опьянении, наперекор уму, Заветным именем будить ночную тьму. 1844
В 1840-х годах совсем юный Фет, как и любой другой его ровесник, беззаботно жил мечтами и надеждами. Он учился в одном из лучших университетов, здесь же заводил друзей и начинал писать стихи. Будущий великий лирик XIX века и представить себе не мог, что совсем скоро ему придется пережить самое большое потрясение в своей жизни, память о котором сохранится до самой смерти.
…А я, смотря на вас, смеюсь, — не утерплю! Вот люди, думаю, не знают, как придраться, — Напившись кофею, сто раз сказать «люблю» И тысячу — поцеловаться. 1840
Пока Фет влюбляется, тоскует, грустит и радуется жизни, отражая все это в поэзии
Мила мне ночь, когда в неверной тьме Ты на руке моей в восторге таешь, Устами ищешь уст и нежно так ко мне Горячей щечкой припадаешь! И я, рукой коснувшись как-нибудь Твоих грудей, их сладостно взволную; Но днем ты ищешь скрыть, упав ко мне на грудь, Пожар лица от поцелуя — И мне милее день... 1840
Своеобразие поэтики Фета
Литературоведы с особым вниманием подходят к особенностям поэтики Фета. Местами «рваная» композиция, а также порой полное отсутствие сюжета как такового - критики и коллеги поэта приходили в негодование после прочтения столь несуразных строк. Но что это, если не признаки импрессионизма? Сам же Фет невозмутимо отвечал своим обидчикам: «Художественное произведение, в котором есть смысл, для меня не существует».
Шепот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!.. 1850
При первом же прочтении видно, что поэт старается бережно передать самые тончайшие ощущения, которые загораются в душе всего на одно мгновенье и исчезают в круговороте жизни. Фет лишь условно обозначил основные символы любви («шепот», «легкое дыханье», «тени», «лобзания», «слезы»), будто освежая в памяти приятные воспоминания, пока еще не успевшие рассеяться. Оттого ускоряется и ритм стихотворения — герой словно боится забыть что-то из этого магического списка.
Временами Фет выступает для читателей не как лирический герой собственных произведений, а как сторонний наблюдатель. Такой подход дает нам возможность обратиться к внутреннему миру описываемых поэтом персонажей. Все они психологичны и многогранны, что осталось бы незамеченным при резком погружении в самую гущу событий. Только спокойно наблюдая за их жизнью откуда-то извне, можно понять мотивы их поведения и тонкую психологию каждой личности.
На заре ты ее не буди, На заре она сладко так спит; Утро дышит у ней на груди, Ярко пышет на ямках ланит. И подушка ее горяча, И горяч утомительный сон, И, чернеясь, бегут на плеча Косы лентой с обеих сторон. А вчера у окна ввечеру Долго-долго сидела она И следила по тучам игру, Что, скользя, затевала луна. И чем ярче играла луна, И чем громче свистал соловей, Все бледней становилась она, Сердце билось больней и больней. Оттого-то на юной груди, На ланитах так утро горит. Не буди ж ты ее, не буди... На заре она сладко так спит! 1842
Как и все великие творцы, Афанасий Фет черпал вдохновение из собственной жизни. Некоторые ее события оказывались настолько волнующими и острыми, что оставались в памяти поэта на долгие годы, становясь мощным творческим ориентиром. Такой стала встреча молодого Фета с дочерью небогатого помещика Марией Лазич.
О неравном браке не могло быть и речи, но ситуация омрачилась еще сильнее - спустя некоторое время после знакомства девушка погибла при пожаре. Трагическую смерть своей возлюбленной Фету так и не удалось пережить. Отныне и до конца жизни он останется ожесточенным, холодным и меланхоличным.
Ты отстрадала, я еще страдаю, Сомнением мне суждено дышать, И трепещу, и сердцем избегаю Искать того, чего нельзя понять… 1878
Сомнения лирического героя, с которым мы полноправно можем отождествлять самого автора, вызваны не чем иным, как чувством вины. Фет мучительно переживал разрыв с Марией, подозревая ее в грехе, в самоубийстве.
Фет не был бы талантливейшим поэтом, если бы не смог превратить столь сильные переживания в неповторимые по красоте стихотворения.
Та трава, что вдали, на могиле твоей, Здесь, на сердце, чем старе оно, тем свежей, И я знаю, взглянувши на звезды порой, Что взирали на них мы как боги с тобой. У любви есть слова, те слова не умрут. Нас с тобой ожидает особенный суд; Он сумеет нас сразу в толпе различить, И мы вместе придем, нас нельзя разлучить! 1878
Уход в мир поэтических иллюзий и метафор постепенно отодвинул тоску на второй план. Смыслом жизни теперь стала надежда на загробное воссоединение с любимой женщиной. Ведь настоящая любовь, по мнению Фета, вечна.
В уединении забудусь ли порою, Ресницы ли мечта смежает мне, как сон, —Ты, ты опять в дали стоишь передо мною, Моих весенних дней сияньем окружен. Всё, что разрушено, но в бедном сердце живо, Что бездной между нас зияющей легло, Не в силах удержать души моей порыва, И снова я с тобой — и у тебя светло… 1856
Поздний период творчества Афанасия Фета можно назвать наиболее сильным, искренним и эмоционально напряженным. Вопреки убеждениям о том, что такие характеристики присущи скорее юности, нежели старости. Лирику удалось написать несколько самых ярких своих стихотворений. По всей видимости, сорока с лишним лет не хватило, чтобы образ Марии Лазич стерся из памяти поэта. Наоборот, чувства будто бы приобрели новый оттенок — раздирающая душу тоска превратилась в подлинную страсть и милую сердцу нежность, порождаемую светлыми воспоминаниями.
И опять в полусвете ночном Средь веревок, натянутых туго, На доске этой шаткой вдвоем, Мы стоим и бросаем друг друга. И, чем ближе к вершине лесной, Чем страшнее стоять и держаться, Тем отрадней взлетать над землей И одним к небесам приближаться. Правда, это игра, и притом Может выйти игра роковая, Но и жизнью играть нам вдвоем. —Это счастье, моя дорогая. 1890
Наверное, поэтому любовная лирика Фета вот уже больше века остается такой же нежной, тонкой и мелодичной. Описанные им чувства — это не выдумка, а реальность, скрытая от посторонних глаз и таившаяся внутри целых пятьдесят лет. Мотивы первой влюбленности переплелись с безутешными страданиями, легкость изложения с глубиной мысли. Читая последние стихотворения этого чистого душою поэта, не возникает сомнений, что в них он излагает свою историю.
Нет, я не изменил. До старости глубокой Я тот же преданный, я раб твоей любви, И старый яд цепей, отрадный и жестокий, Еще горит в моей крови. Хоть память и твердит, что между нас могила, Хоть каждый день бреду томительно к другой,- Не в силах верить я, чтоб ты меня забыла, Когда ты здесь, передо мной. Мелькнет ли красота иная на мгновенье, Мне чудится, вот-вот тебя я узнаю; И нежности былой я слышу дуновенье, И, содрогаясь, я пою. 1887
Мир романсов Афанасия Фетам
Поэзия Фета невероятно мелодична. Музыкальное сопровождение, улавливаемое не слухом, а скорее сердцем, есть у каждого его стихотворения. Особенна любовная лирика, которая создана словно специально для чтения нараспев под камерную музыку. Оттого и существует так много романсов, в основу которых легли изящные стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета.
Я тебе ничего не скажу, И тебя не встревожу ничуть, И о том, что я молча твержу, Не решусь ни за что намекнуть. Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдет, Раскрываются тихо листы, И я слышу, как сердце цветет. И в больную, усталую грудь Веет влагой ночной... я дрожу, Я тебя не встревожу ничуть, Я тебе ничего не скажу. 1885
Во главу своего творчества Фет ставил представления об истинной красоте. Красота природы, красота человека, красота любви — три главных мотива успешно сплетаются в одну общую идею.
Какое счастие: и ночь, и мы одни! Река - как зеркало и вся блестит звездами; А там-то... голову закинь-ка да взгляни: Какая глубина и чистота над нами! О, называй меня безумным! Назови Чем хочешь; в этот миг я разумом слабею И в сердце чувствую такой прилив любви, Что не могу молчать, не стану, не умею! Я болен, я влюблён; но, мучась и любя - О слушай! о пойми! - я страсти не скрываю, И я хочу сказать, что я люблю тебя - Тебя, одну тебя люблю я и желаю!
Федор Михайлович Достоевский (годы жизни 1821-1881гг.) – великий писатель, автор многих классических произведений, которые изучаются по сегодняшний день в школах.