Создано данное стихотворение Сергеем Александровичем Есениным незадолго до смерти. Называется первыми строками произведения «Ты меня не любишь, не жалеешь…» В творении в полной мере отражается ощущение одиночества и пустоты, а также горькое осознание никчёмности всего жизненного пути. Именно такое состояние было у поэта несколько последних лет его жизни.
Следует отметить, что перед своей гибелью Сергей Есенин был в полном одиночестве. Он покинул свою последнюю жену не оттого, что супруги не находили взаимопонимания. Казалось Сергей не находил взаимопонимания сам с собой.
Стихотворение полно безрадостных мыслей, которыми поэт не стесняется поделиться с читателем. А свою собеседницу, к которой обращён весь монолог, он рисует как чувственную, но одновременно с этим бездушную женщину. При этом поэт не делает её никаких замечаний, вероятно, даже сочувствуя ей.
Анализ стихотворения «Ты меня не любишь не жалеешь…»
Главная деталь стихотворения – это несостоявшиеся любовные отношения между героем и героиней, которые привели к полному одиночеству и бессмысленному существованию. Именно так поэт показывает, что рано или поздно наступает та черта, которая разделяет мужчину и женщину — эта та грань, после которой не может быть отношений.
В стихотворении используются лирические мотивы, которые просто переполнены чувствами и мыслями. Они скрываются в глубине души самого поэта. Именно поэтому следует уверенное утверждение, что в произведениях, которые были созданы Сергеем, лирический герой и есть сам автор — это одно целое.
Одиночество и законченность жизненного пути
Сюжет произведения представляет собой путешествие в своеобразное прошлое, которое совмещено с мыслями о настоящем. В стихотворении автор слегка затрагивает будущее, и небрежно рассуждает о нём.
По развитию сюжета становится понятно, что душа героя истощилась, устала метаться, и, вероятно, готова сделать передышку. В этом состоянии автор рассуждает о прошлой жизни, стараясь сделать выводы и подытожить определённую часть своего жизненного пути.
В сюжете присутствуют воспоминания из жизни, а именно история о девушке, которая равнодушно отнеслась к молодому человеку. Поэт говорит об обманчивости такой женщины, которая обнимая одного, в свою очередь, думает о другом человеке. Такая женщина неспособна к ответственным поступкам, её мысли на самом деле находятся очень далеко.
Главный герой акцентирует внимание на том, что и у него уже совсем нет любви, он просто не может свыкнуться с мыслью о том, что его когда-то обманули. Он отмечает, что встреча с данной женщиной была случайной, связи и отношения просто-напросто бессмысленны. В их общении присутствовала лишь страсть и расставание не навредит ни одному и ни другому, даже не вызовет грусти у «якобы» возлюбленных.
По сюжету произведения Сергей Есенин спокойно анализирует происходящие в его жизни, он отмечает, что на данном этапе жизненного пути уже ничто не может его огорчить или потревожить. Автор ясно дает понять читателю, насколько пустыми и бессмысленными могут быть отношения. Такое общение ничем хорошим не закончится.
Главное, на что старается обратить внимание читателя поэт, так это осознание собственного одиночества, а также неприязнь к окружающему миру. Страсть, периодическая влюбленность, личностное общение с девушкой – все это уже никогда не принесет радости автору. Данные мимолетные увлечения просто-напросто не способны заменить настоящую и единственную любовь в жизни человека. Такие отношения не понаслышке знакомы Сергею Есенину, он прекрасно знает цену такому общению и не желает обманывать самого себя, создавая имитацию иллюзии счастья. Это всего лишь страсть и ничего более.
Чувственность, возникающая у человека, способна вызвать у автора лишь отторжение, так как не сопровождается особенным единением душ женщины и мужчины. У автора даже отсутствует доброжелательность, он не намерен скрывать очевидные вещи.
Поэту свойственна прямота, так как ходить вокруг да около – это не в его стиле. Он напрямую может поинтересоваться у девушки, сколько она губ и мужских рук помнит за свою жизнь, сколько раз и у скольких людей она сидела на коленях, а также скольким она дарила свою ласку.
В стихотворении главный герой отмечает, что происходящее вокруг него – это просто-напросто любовные игры, которые основаны только на страсти. Здесь полно всяческой фальши, а также имитации настоящих чувств. Поэту весьма знакомы такие ощущения, и они его изрядно тяготят. В стихотворении описан своеобразный мысленный итог, который указывает на то, что не произойдет в его жизни больше такой ситуации, которая способна будет потревожить внутреннее состояние души.
В строках стихотворения присутствует и обращенность к прошлому, особенные личностные воспоминания поэта. В ходе повествования автор признается, что утопает в монотонном жизненном пути, что никогда уже не сможет по-настоящему полюбить, так один раз уже влюбился, и закончилось это неудачей. Из этого следует заключение, что по-настоящему истинным духовным чувством была любовь в прошлом, и повторить такие ощущения невозможно.
В сюжете стихотворения рассказывается про женщину, которая сидит у главного героя на коленях. Таким образом, показана страсть, которая присутствует между центральными образами. Здесь сразу же следуют признания автора. Теперь его душу ничто не сможет потревожить и он четко дает понять, что страсть и духовная близость – это две совершенно разные вещи.
В тексте присутствуют и показательные просьбы-приказы со стороны главного героя. Которые обращаются именно к героине, именно к той, которая обладает «чувственным оскалом». Автор напоминает читателю об осторожности обращения. В стихотворении читателю дается явное понимание того, что женщина, с которой он общался в свое время, оказала разрушающее воздействие на его личность. Поэт четко указывает, что полностью разобрался во взаимодействии полов и любовных отношениях, теперь он точно знает, что разрушение, без любви и настоящей привязанности, неизбежно.
Особенности композиции и художественных приемов
В произведении присутствует особенная линейная композиция. Она имеет нестандартную концентрацию, главное отличие – это изысканная закольцованность в строках. В сюжете присутствует заключение, которое одновременно перекликается с первыми словами, с которых и началось стихотворение.
Герой акцентирует особенное внимание на том, что женщина, в которую он был влюблен, его не любит и не испытывает к нему даже чувств жалости. У нее просто-напросто нет никаких чувств к этому человеку. Но одновременно с этим мы слышим и личностное признание несчастного поэта о том, что и он равнодушен к такого рода отношениям. Такие нравоучения объединяют центральные образы.
Присутствуют в тексте и показательные экспрессивные определения, особенно заметные в самих образах, представленных читателю.
По-особенному интересен оборот «чувственный оскал», который присущ женщинам-хищницам. Он определенным образом пугает и показывает, что такая личность непросто равнодушно относится к окружающим ее людям, а в какой-то мере становится опасна для них.
Поэт фактически умоляет таких женщин не портить жизнь тем людям, которые еще не горели страстью и не поняли настоящих ощущений.
Другие мужчины в сюжете представлены в виде своеобразных теней. А страсть, которая исходит от главной героини – в виде огня. Глаза такой девушки «очи» просто излучают обман и указывают на то, что любви в них уже давно нет и окружающие ей безразличны.
Следует отметить, что особенный динамизм и композицию в единстве придают именно рефрены. Такие повторы присутствуют практически в каждой строке произведения, к примеру, «Только» и «кто»
Поэт четко передал читателю свои цели. Он объяснил, что сильно одинок и не видит смысла в возможном возрождении.
Федор Михайлович Достоевский (годы жизни 1821-1881гг.) – великий писатель, автор многих классических произведений, которые изучаются по сегодняшний день в школах.