Беспокойство у родителей появляется, во время сравнительной характеристики своего ребёнка, едва научившегося произносить несколько ключевых фраз, со способностями малыша знакомых, который в том же возрасте успешно строит предложения и вполне понятно выражает свои мысли. Возникает вопрос, считать ли это задержкой речи? Каковы причины и какие сопутствующие нарушения могут возникнуть? Несмотря на то что существуют нормы речевого развития, есть понятие «индивидуальное развитие», которое может находиться рядом с реальной патологией. Один из наиболее часто встречающихся неврологических симптомов как раз задержка речевого развития. И наряду с этим симптомом идут сопутствующие симптомы, которые распознать сможет только доктор. Поэтому если родители видят, что у ребёнка есть дефект в развитии речи его следует показать специалисту. Чем раньше начнёт оказываться помощь, тем эффективнее будет результат.
Признаки задержки речи: 1. Младенец не произносит никаких звуков. 2. Годовалый малыш не реагирует на обращение. Привлекает внимание исключительно плачем. 3. В полтора года ребёнок не отыскивает глазами знакомые предметы, которые называет мама. Не выполняет простейшие просьбы: «открой рот», «возьми ложку», «принеси игрушку». 4. В три года малыш выполняет задание правильно: показывает предметы, картинки, но не произносит вслух их названия. 5. К четырём годам ребёнок не строит полноценных предложений из 4-5 слов.
При задержке речи почти всегда есть сопутствующие неврологические симптомы. Чаще всего это синдром дефицита внимания и гиперактивность. Сожалению родители воспринимают эти состояния как черту характера и не спешат к доктору. Гиперактивность — проблема для самого ребёнка. Малыш невнимателен, небрежен, недобросовестен, неусидчив. Усугубляется ситуация в период адаптации в детском саду или первом классе школы. Как правило, такие детки плохо запоминают стихотворения, строят простейшие предложения, неясно формулируют свои мысли. Всех неприятных моментов можно избежать благодаря бдительности родителей и своевременному обращению к специалисту. Чем раньше грамотные и внимательные родители покажут малыша врачу, тем эффективнее будет проходить лечение. Комплексное лечение может включать массаж, иглорефлексотерапию, остеопатию, транскраниальную микрополяризацию головного мозга. Воздействие на зоны центральной нервной системы способствуют стабилизации в работе речевых и двигательных функций. Положительные сдвиги становятся заметны после первых процедур. Малышу может быть назначено несколько курсов лечения с интервалами в полгода. Совместные усилия врачей и родителей не пройдут даром и помогут раскрыться ребёнку во всех его талантах.