Александр Александрович Блок сложился как поэт достаточно рано. Уже в пять лет мальчик сочинил свои первые стихи. Все детские годы, вместе с братьями, Александр писал рукописные журналы. Сначала это был «Корабль», после «Вестник».
Начиная с 1898 года начался расцвет поэтического таланта, который пришёлся на годы народной борьбы, Первой мировой войны, социалистической революции. Именно поэтому поэтический путь стихотворца будет складываться сложно и трудно.
Известно, что до выхода из публикации его знаменитой поэмы «Двенадцать» его стиль письма постоянно изменялся. И если сравнить лирику раннего периода и уже более зрелого, то можно подумать, что эта творчество разных поэтов.
Тема Родины в блоковских стихах
В поэтическом мире тема родины и родной страны всегда была на высоте, считаясь вечной и непреходящей. Но в лирики Александра Блока эта тема получает новое звучание, которое интересует и волнует читателя и в наше время. Сам поэт писал о том, что
«Родина это огромное, родное, дышащее существо».
Но вот только в ранней блоковской лирике тема родной страны не звучит отдельно или самостоятельно от природы.
Например, в стихотворениях, относящихся к 1901 году, все действия происходят на фоне прекрасного русского пейзажа. Невероятная духовная жизнь на фоне великолепного и серебристого сияния в блоковским «Видно дни золотые пришли…» происходит с основным лирическим персонажем. Пейзаж, Родина, картины природы в стихах Александра Блока напоминает царевну из сказок, прекрасную и волшебную. А сам поэт в этом невероятно великолепном царстве какой-то герой, может быть, князь или жених.
Поэт обращается и к романтическим образам, которые уже существовали в русской литературе, например, в стихототворении «Ночь на Новый год» он обращается к образу Светланы, который раньше был в известной балладе Василия Жуковского. Родина в блоковской поэзии ранних лет – это мечта и фантазия, но только они прекрасные и необыкновенные. Постепенно автор пытается постичь подлинную Россию, и этот новый мир оказывается не таким прекрасным, а порой даже страшным и ужасным. И это уже не сказочный мир, а мир, где существуют диковинные существа, которые не вызывают восторга. Например, если это вдруг оказывается сказочная русалка, то она больная, если чертенята, то это уже твари весенние, живые мертвецы.
В такой период и было написано знаменитое блоковское стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…». В этом сюжете автор рассматривает мир в его безысходности и замкнутости. Но вскоре поэт понимает, что этот страшный и непонятный мир не только его окружает, но и царит в нем самом. Символом его поэтической жизни становится прекрасное произведение – «Незнакомка».
В нем автор показывает, что сам он принадлежит сразу двум мирам. Первый мир – это поэтический, где всегда есть таинство и загадочность. Поэт утверждает, что сам он является хранителем этого интересного мира мечты и поэзии. А вот второй мир, куда он тоже себя причисляет - это пошлый и низменный мир, в котором ничто, даже природа, не может иметь души. И эти два мира, которые соединяются в поэте, и есть Россия. Поэтому эту страну нужно любить и принимать такой, какой она предстает перед человеком.
Среди стихотворных текстов, которые Александр Блок посвящает своей родной стране, России, можно выделить следующие произведения:
✔ «Русь» (1906). ✔ «На железной дороге». ✔ «Россия». ✔ «Коршун».
Образ города Петербурга в стихах А. Блока
Петербург волновал сердце поэта, как и многих других поэтов совершенно разных эпох. Поэтому и Александр Блок использовал в своем лирическом творчестве этот город и как образ для своих стихотворных сюжетов, и как необычную и многообразную тему. Сам автор считал, что город на Неве действует на него самым сильным образом, привлекая к действию. Александр относил себя к петербургским лирикам и этим сильно гордился. Поэтому этот прекрасный и величественный город, хотя и небольшими штрихами, но всегда присутствует в его поэтическом творчестве.
Город на Неве в блоковских стихах возникает как сложный и многогранный образ, где он прекрасен: «желтая заря», белые ночи, но, с другой стороны, этот мир ужасен: в нем лишь грязные каналы, рестораны и кабаки. Город этот кажется у поэта богатым, но здесь же есть и бедные люди, которые унижены и страдают. Все проблемы этого мира Александр Блок пытается понять, пропустив их через этот родной облик Петербурга. Ведь именно он вскоре становится наполненным революционной силой, которая растет и поднимается. Из биографии поэта становится понятно, почему Петербург занимает такое особое и важное место в его стихах. Известно, что Блок родился в этом прекрасном городе, здесь он жил, писал свои стихи, и здесь же умер.
Например, его лирический, драматический и трагический стихотворный сюжет «Незнакомка» был написан после того, как поэт скитался по петербургским улицам. И люди, которые хорошо знали город того времени, даже находят точное описание улиц. В ранней лирике молодого поэта, его родной город практически не присутствует, лишь иногда встречаются кое-какие детали. Например, шум ветра. Но по такому описанию совсем невозможно определить, что же это за город.
В блоковских стихах, которые посвящены уже непосредственно городу, образ Петербурга можно увидеть цельным и законченным. Эти сюжеты относятся к 1904 -1907 годам. Он показывает, что город этот гениален. Тем не менее рядом с этим гениальным проходят люди, которые унижены и оскорблены. Например, в стихотворных блоковских сюжетах: «Холодный день», «Окна во двор» и другие.
И рядом со всем этим противоречием возникает новый образ города на Неве - это его рабочий облик. Поэт показывает, как тяжел труд рабочего человека, который должен работать, не разгибая спины, трудиться с утра и до позднего вечера. Автору удается найти слова, которые прекрасно отображают жизнь трудового человека. И каждому читателю становится понятно, что каким бы разным Петербург ни был, главное, что поэт его любит и готов принимать таким, каков он есть.
Тема любви в стихах Блока
Еще одной важной темой в лирике Блока является тема женского идеала и любви. Известно, что в 1904 году Александр создает свой первый стихотворный цикл, содержание которого посвящено любовной теме. По сюжету «Стихов о Прекрасной Даме» автор пытается донести до своего читателя чувственный мир, который полон тревог и сомнений, ведь ему очень хочется найти женский идеал. Исследователи творчества Блока утверждают, что эти стихотворные тексты адресованы жене, которую он очень сильно любил. Прекрасная Дама – это не только Менделеева, в которую он страстно влюблен, но это и мифологические женские образы.
Уже в первых стихотворных строках читатель видит, что поэт для себя создал образ женщины и в этот образ влюбился. Лирический герой у автора не любит женщину, как простой смертный, как мужчина, а он преклоняется перед ней, считая женщину великой и недоступной. В такой любви совсем нет пошлости, она просто божественна. Но со временем такое восприятие любви у поэта меняется.
Блоковский стихотворный сюжет «Снежная маска» открыто посвящается уже другой женщине – известной в то время актрисе Наталье Волоховой. Эта женщина прекрасна, но неожиданно для читателя она превращается в настоящую деву, только снежную.
Поэтому отношения к ней героя меняется, как и меняются его чувства, так как он уже не считает ее идеальной, и преклонение перед ней уже нет. Вот отсюда и любовь к ней уже не будет такой яркой и светлой, как это в первых блоковских стихотворениях, посвященных жене.
Нежный и романический образ незнакомки премешивает авторские мечты и фантазии с действительностью, которая низкая и грязная. Поэт показывает, как эта прекрасная героина из стихотворного сюжета «Незнакомка» проходит между пьяными и садится в ресторане одна, смотрит в окно, а от нее идет прекрасный и потрясающий запах духов, тумана и соблазна. Но и это оказывается очередной грезой, мечтой героя. И тут же можно перенестись в другой, трагический сюжет стихотворения Александра Блока, где рассказывается история другой девушки.
Главная героиня «Железной дороги» прекрасна, молода, очаровательна, но она не стала счастливой, а ведь жизнь быстро прошла мимо нее, не одарив ее самым главным. Равнодушная и беспощадная судьба представлена автором в виде поезда, который мелькает мимо. А в этом поезде едут люди, у которых тоже разные судьбы: одни счастливы, другие страдают, одни бедные, а другие богатые. И вот наступает трагическая развязка всего этого сюжета. Так и не став счастливой, не надеясь больше ни на что, девушка просто решила покончить с собой.
Блок искал свой идеал, а потерял в реальной жизни свою любовь. Из биографии поэта известно, что его жена, устав от восторженных эмоций, ушла к другому человеку. И это тоже находило отголоски в его творчестве.
Прекрасная любовная лирика поэта остаётся актуальной и в нашем современном мире. Стихи Александра Александровича позволяют человеку задумывается о своем, интимном, личном счастье. Эти стихи учат любить и восхищаться своей родиной. Несмотря ни на что любоваться женщиной, прекрасной и очаровательной. С чувством благодарности и любви относиться к тому городу, селу или поселку, где ты родился и вырос. Разве не это высшее предназначение поэта?
Федор Михайлович Достоевский (годы жизни 1821-1881гг.) – великий писатель, автор многих классических произведений, которые изучаются по сегодняшний день в школах.