О роли литератора в жизни общества Николай Алексеевич Некрасов размышлял очень часто, о чём говорят его произведения. Например, стихотворения «Поэт и гражданин» или «Блажен незлобивый поэт».
Из этих двух произведений, первым появилось в 1852 году стихотворение «Блажен незлобивый поэт». Написано оно было сразу после смерти Гоголя. И хотя имя Гоголя не вспоминается, в тексте чётко просматриваются лирические отступления из «Мёртвых душ».
Некрасов был полностью убежден что Россия потеряла одного из великих писателей. Он будто пытался донести до читателя насколько недооценено творчество Гоголя, которого многие современники считали упрощённым писателем-сатириком.
Николай Алексеевич был уверен, что потомки смогут оценить талант Гоголя. И он оказался прав.
Не все поэты, писатели, художники смогли обрести славу при жизни. Однако они не писали в угоду властям и толпе, а говорили о насущных проблемах общества. Это смогло поднять их над услужливыми современниками, и сделать кумирами в глазах потомков.
Блажен незлобивый поэт
Блажен незлобивый поэт, В ком мало желчи, много чувства: Ему так искренен привет Друзей спокойного искусства;
Ему сочувствие в толпе, Как ропот волн, ласкает ухо; Он чужд сомнения в себе — Сей пытки творческого духа;
Любя беспечность и покой, Гнушаясь дерзкою сатирой, Он прочно властвует толпой С своей миролюбивой лирой.
Дивясь великому уму, Его не гонят, не злословят, И современники ему При жизни памятник готовят…
Но нет пощады у судьбы Тому, чей благородный гений Стал обличителем толпы, Ее страстей и заблуждений.
Питая ненавистью грудь, Уста вооружив сатирой, Проходит он тернистый путь С своей карающею лирой.
Его преследуют хулы: Он ловит звуки одобренья Не в сладком ропоте хвалы, А в диких криках озлобленья.
И веря и не веря вновь Мечте высокого призванья, Он проповедует любовь Враждебным словом отрицанья, —
И каждый звук его речей Плодит ему врагов суровых, И умных и пустых людей, Равно клеймить его готовых.
Со всех сторон его клянут И, только труп его увидя, Как много сделал он, поймут, И как любил он — ненавидя!
Вероятнее всего, говоря о незлобивом поэте, Некрасов имел в виду поэта Василия Жуковского, который будучи, несомненно, талантливым человеком, прославился романтизмом в русской поэзии. Писал элегии, романсы, баллады. Был любим при дворе и являлся наставником Александра II.
Но был и другой тип поэтов.
Поэтов, сильных духом, пишущих не в угоду существующей власти, умеющих обличить пороки общества и отразить проблемы народа всегда будут восхищать потомков. Такие поэты очень тонко выделяют ложь, фарс, лицемерие. Они не боятся критики и готовы к ней.
Именно об этой правде Некрасов и рассказывает в своем произведении. Негативную реакцию со стороны сильных мира сего, порой можно считать лучше всякой похвалы. Зачастую это и есть признание всевозможных пороков.
Неблагодарная правда
Бунтарство, несогласие, мятежность во все времена воспринимались с неодобрением. Правда не является приоритетом для информативности. Писателю и поэту намного проще приспособиться к действующему режиму, писать на заказ, то что угодно заказчику. Не волновать народные умы, не выбрасывать полные сарказма лозунги, обходить стороной острые углы. Так многие делают. Таких незлобивых писак и называет Некрасов блаженными.
Но затронута и другая сторона медали. Некрасов в своем произведении пишет, что судьба незлобивых поэтов легка, его везде встречают, он всем нравится, однако, ему стоит задать себе вопрос, ведь после смерти исчезнут все его труды, а за ним придет другой такой же и будет пускать людям пыль в глаза:
«А доволен ли он своей судьбой, приятна ли ему такая людская похвала, которую он заслужил одной только своей покорностью и услужливостью?»
Смерть как награда
В истории искусства бесчисленное множество биографий, когда при жизни, недооценённый гений был гоним. Его либо не понимали, либо не хотели понимать. И это не останавливало талантливого человека. Гении не ставили целью жизни — славу. Жить по-другому такие личности просто не могли. Они творили всю жизнь: писали стихи, пьесы, музыку, картины, делали научные открытия.
Некоторым из них посчастливилось прославиться после смерти. Посчастливилось, не потому, что их имя стало известно, а потому, что они смогли добиться своей цели — донести свои мысли и чувства до общественности.
Возможно, через десятилетия или даже столетия благодарные потомки смогут разглядеть в творчестве поэта поучительные строки, актуальные для любого времени. В этом и есть призвание настоящего литератора.
Анализ стихотворения
Произведение детально описывает судьбу поэтов того времени с двух сторон. Первые всегда были против сатиры и рассказывали в основном то, что приятно слышать цензуре. Хоть эти стихи были ни о чем, зато у них было много слушателей и власти относились к ним с признанием всячески поддерживая их:
«И современники ему При жизни памятник готовят...».
Возможно, он и говорит о каких-либо своих тревогах и печалях, однако, это совсем не то, в чем на самом деле проблема общества. Хоть и существуют реальные трагедии большого масштаба, обыватель сочувствует лишь минутным переживаниям автора. Все это передается массово и позволяет с легкостью управлять многими людьми даже не сильно потрудившись. Однако Некрасов подчеркивает, что эта слава быстро проходит, стихи становятся пустыми, их кладут на полку и никто больше об этом не вспоминает. Истинные же детали остаются за кадром:
«…чей благородный гений Стал обличителем толпы»
Такой поэт не ставил себе цель — понравиться обществу. Он попросту творил и писал что думает. А шквал обвинений и негодование со стороны проверяющих органов мог служить только подтверждением, о правильно выбранном пути. Например, в вопросе о борьбе с крепостным правом.
Однозначного одобрения общественности такие произведения заслужить не могли. От этого происходило постоянное гонение на литераторов. Каждая строчка сатирического текста была словно катализатор для увеличения количества врагов у автора определенного стиха. Такого поэта никто не хвалит, не говорит спасибо и не восхищается им. Что точно мог получить такой смельчак, так это угрозы, запугивание, и даже арест.
Именно бесстрашность делает таких писателей и поэтов настоящими героями, которые не ищут похвалы, а ищут понимания.
Послесловие
Вопрос, который Никрасов поднял в стихотворении «Блажен незлобивый поэт» проходит красной полосой через всё произведение.
Что лучше?
Спокойная писательская жизнь, на темы, заданные существующей властью, с признанием, достойными гонорарами, с благодарными отзывами. Работая в таком режиме, не придётся делать работу над ошибками, ведь стихи не несут никакого раздражающего фактора. Описание простых бытовых ситуаций, немного каждодневного юмора — всё просто в таком творчестве.
Или удел поэта-бунтаря, со всеми вытекающими последствиями, где есть место притеснению, негативу, открытой критике. Где цензоры, подчиняющиеся властям, постоянно видят угрозу существующему строю и готовы в любую минуту к опале.
Рассуждая на тему «правильности» поэта, Некрасов, бесспорно, думает и о своём месте в литераторском искусстве. Будучи достаточно известным писателем, редактором журнала, сумевшим найти свою нишу в то непростое время, его порой охватывали сомнения в правильности выбранного пути. Мысли, об идеальном поэте, о своём месте в среде литераторов, были частыми гостями в голове Николая Алексеевича.
В своих рассуждения писатель приходил к выводу, что литературно-общественное мнение во многом помогает народным массам. От этого его стихи приобретали особую окраску, где при помощи завуалированных приёмов, он старался донести до читателя наиболее острые проблемы. И это ему удавалось.
Федор Михайлович Достоевский (годы жизни 1821-1881гг.) – великий писатель, автор многих классических произведений, которые изучаются по сегодняшний день в школах.