Крупное сражение, которое состоялось 15 июня 1389 года между войсками сербских феодалов и Боснийским королевством с турецкой армией называется Битвой на Косовом поле. Место проведения боя была современная Приштина, или по-другому Косовое поле. Тогда под руководством князя Лазаря, Бранковича, Вуковича сербы собрали и объединили свое войско. Со сторону же Турции возглавлял армию Мурад первый со своими сыновьями.
Тогда была жестокая битва и погибло в ней довольно много народа, а также оба предводителя армий. Лазарь попал в плен и затем был убит, а также сам Мурад, которого убили, по предварительным данным Милошем Обиличеном, позже церковь сербских предводителей приписала к лику святых. В данном сражении победила османская армия, однако из-за крупных потерь и смерти своего командира ей пришлось последовать домой, тем более что предводитель был убит и существовали опасения появления волнений в османской империи. Эта битва у Сербии весьма цениться и играет огромную роль в становлении данной страны.
Что предшествовало битве?
Османская империя уже провела успешную битву на Марице, теперь территории и земли, подчиняющиеся ей, были заметно увеличены, были захвачены важные транспортные пути. Наряду с многими землями у них под контролем был полуостров Галлипопи, благодаря чему удавалось поддерживать снабжение с Азией. С1383 года турки уже начали формировать предпосылки для экспансии, они принимали участие в междоусобицах местных христианских правителей и вследствие чего подчиняли их же.
Как правило, правитель умирал или кто-то из важных чинов, и турки подбирали под себя эти земли. Сначала на территорию проникали турецкие отряды, а затем постепенно подбиралась османская империя и становилась владелицей этих земель. Еще в 1381 году турки появились на землях Лазаря, возможно они начали осваиваться уже после Болгарии. В 1386 году уже началось масштабное сражение под руководством Мурада, он дошел до Плочника, предводитель по пути спалив очень древний монастырь, спалив рукописи и летописи.
Далее в августе 1388 года, когда были разногласия между боснийским королем с Балшичами, турки вторглись на эти земли, однако потерпели неудачу. Затем османская империя начала сжимать кольцо и подходить к границам Сербии. Перед князьями Лазарем и Бранковичам перед турками стояли только владения Драгаша. Однако было много и внутренних конфликтов из-за чего князья остались практически отрезанными от других крестьянских земель. Была венгерская усобица, тогда они поддержали Ладислава, это дало им связи с хорватскими городами.
После того летом 1389 года Мурад со своей армией начал полноценный поход на Сербию, в свою армию он включил не только турок, но и вассалов с наемниками. До похода султан очень долго готовился, поэтому новость эта была всем известна, многим государствам. На само поле Косово он пошел через Македонию, где были вассалы империи, здесь можно было двигаться в любом направлении. Князь Лазарь и Бранкович в это время начали собирать армию, помог им в этом воевода Влатко со своим отрядом, он был послан королем Твртко.
Численность армий противников
Точных данных о количестве армии нет, однако есть некоторые результаты исследованию, благодаря чему можно предположительно узнать количество войск. Со стороны Турции было от 27 тысяч до 40 солдат, из них было около 2,5 тысяч всадников, 6 т сипахов, 20 т азапов, 8 т вассалов. Псоле того как войско было собрано оно отправилось из Пловдива Ихтиман и через Велбудж добрались до Косово поля. Турецкое войско прошло через земли Драгоша, однако тот за их не был и не присоединился к армии.
У Лазаря же было меньше воинов, по разным данным от 12 т до 33 т. До 15 тысяч у него было своих воинов, остальные же примерно в равном количестве были со стороны Влатко и Вука Бранковича. Как они готовились и собирали войско мало что известно, историки по некоторым исследованием предположили место сбора у Ниша. Они стояли на одном месте и поджидали пока станет известно о приближении турков. После того как оно было рядом армия выдвинулась к знаменитому полю. Оно было своеобразны перекрестком, который открывал маршруты в нескольких направлениях.
Начало битвы
15 июня 1389 года армия во главе Лазаря Хребеляновича приняла бой с османской империей, которая значительно превышала в числе своих воинов. По преданиям сражение длилось около трех дней. Мурад раздели свое войско на несколько флангов, поставив командовать на них своих принцев и построил лучников перед ними. Сам же султан вышел в число солдат Янычар и стоял с ними по центру. Лазарь также обозначился в центре, правый фланг отдал Вуку, а левый Влатко. На передовой сербского войска была выстроена конница, по флангам были лучники.
Если судить по летописям двух стран, то можно увидеть много противоречий, поэтому сложно достоверно воссоздать бой. Первыми атаку совершили сербы, даже несмотря на то, что противник превосходил в силах. Кавалерия в форме клина вторглась в войско, начался обстрел лучников. Левый фланг противника был прорван, однако на центре и другом фланге турки стояли твердо. После долгих боев войско османской империи переместилось по большей части к центру. Правый фланг турков пошел в контрнаступление, где сильно потрепал пехоту. По прошествии некоторого времени сербы начали сдавать позиции и понемногу отступать. Далее турки нанесли удар кавалерии, а сербы сразились с пехотой.
Смерть командующих
Во время боя Вук Бранкович вместе со своим войском покинул сражение, зачем он это сделал неизвестно. По одним слухам он хотел уберечь свое войско, однако другие люди посчитали это предательством. Влатко же после захвата Лазаря увел его и свои остатки войск из поля боя. Сам же князь был казнен, в результате у сербской армии уже не было предводителя.
В сербском войске был воевода под именем Милош Обилич, которому удалось проникнуть к туркам, по началу он объявил себя перебежчиком. Затем воеводе удалось убить султана Мурада, однако охрана не оставила этого без внимания и покончила с ним тоже. После этого войско стал возглавлять Баязид, затем был отправлен гонец ко второму принцу Якубу. Когда тот пришел то был задушен, в результате чего наследником остался один принц Баязид.
Спорная победа
Битвы в 1839 года выиграли турки, однако это не совсем так, ведь они победили только в сражении. Сербы с очень сильным соперником, который выигрывал по численности проявили большую отвагу. У турок также были огромные потери, из-за этого дальнейшие боевые действиях на этих землях были невозможными, после этого не дожидаясь реванша уехали на восток, навсегда запомнив это сражение.
После этого сражения было много легенд, в некоторых говорится что командующие были убиты еще и до битвы, в любом случае они так и не увидели исхода боя. Обстоятельства гибели породило много невероятных теорий. Например, по утверждениям султан умер от рук своих солдат или же от мертвого сербского воина, который притворился. Однако есть информация, что Милош возглавлял Орден Святого Георгия и их задачей было убийство султана.
Последствия сражения
После этой битвы Сербии удалось сохранить независимость, однако цена была большая. Чтобы восстановить новую армию потребовалось много времени. Через 150 лет османская империя все же вернулась и захватила страну и дошла почти до Вены. После этого было остановлено экономическое развитие страны, а культура вообще остановилась. При приходе власти Баязида, он стал вести менее агрессивную политику и даже отдал управление покоренных земель местной власти.
Данный проигрыш можно было считать победой, после потери воинов поднялся местный дух и сознание народа. Даже после того как их захватили и держали под гнетом около трехсот лет, сербы сумели сохранить православие в отличии от своих соседей. Историки утверждают, если бы сербы не дали такой жесткий отпор, то наверняка османская империя захватила бы раньше все Балканы. В результате Сербия спасла Европу от агрессоров, она приняла на себя весь удар врага.
После поражения многие сербские княжества объединились, Косово поле можно считать началом объединения страны и создания единого государства. Также эта битва считается одной из самых важных и непонятных в истории. Также в истории прослеживается много параллелей с библейской. С одной стороны, можно сопоставить смерть сербской армии как мученической. В Битве акцент больше делается на духовном смысле событий, повлекшими за собой объединение народа.