Федор Шаляпин – великий русский оперный, камерный певец, обладатель уникального баса. Он был солистом Большого и Мариинского театров, пел в Метрополитен-опера. Творчество легендарного баса получило признание не только в России, но и далеко за ее пределами. Он пел для всех — для образованных людей и для народа. Народные песни в исполнении Шаляпина пользуются особенным успехом, в них звучит широкая русская душа, ее необъятная удаль и размах.
Шаляпин получил репутацию артиста, соединившего в своем творчестве «прирожденную музыкальность, яркие вокальные данные и выдающиеся актерские способности». Смог проявить себя в живописи, графике, скульптуре и кинематографе.
К 16 годам голос Шаляпина уже оформился, это был необычайно красивый, сильный бас. Федор решил пройти прослушивание в оперном театре. Но его ждала неудача, неопытный певец не справился с испытанием. Но Федор не сдавался. Он обратился в драматический коллектив В. Серебрякова, куда и был принят статистом за смехотворное жалование. Сам Шаляпин говорил, что тогда он работал «за пятак».
Страсть к музыке повела Федора Шаляпина с кочевыми труппами по стране: Поволжье, Кавказ, Средняя Азия. Подрабатывал грузчиком, крючником, голодал, но дождался своего звездного часа. Один из баритонов накануне спектакля заболел, и роль Стольника в опере Монюшко «Галька» досталась хористу Шаляпину. Хоть дебютант и сел мимо стула во время представления, антрепренер Семенов-Самарский был растроган самим исполнением. Появились новые партии и окрепла уверенность в театральном будущем.
Федор учился, и одновременно служил в местном оперном театре, исполнял басовые партии. Обучение нелегкому искусству пения у знаменитого тенора продолжалось в течение года. За это время Шаляпин разучил все популярные оперы, познакомился с этикетом. Усатов ввел певца в музыкальный круг, вскоре Шаляпин стал работать по контракту. Набравшись опыта, он решил попытать счастья в южной столице.
В 1895 году творческие начинания и успехи артиста получили оценку на самом верху. Талантливого певца пригласили в труппу Санкт-Петербурга. На новом месте артист исполнил свои самые яркие роли: Мефистофеля в знаменитой опере «Фауст» по произведению Шарля Гуно, а также Руслана в постановке по известному сочинению Михаила Глинки.
Были в его послужном списке и другие роли, в том числе комические, в спектаклях по трудам зарубежных классиков, но такой же высокой оценки и широкой известности они не получили.