Между финским городом Турку и шведским Стокгольмом, в Балтийском море, разбросаны десятки тысяч клочков земли. Среди них более 6700 островов Аландского архипелага. Они расположены ближе к Швеции, чем в Финляндии, а 28 000 островитян говорят на шведском языке, хотя и имеют финские паспорта.
Аландские острова всегда славились своими мореплавателями. Не открывателями новых земель, а судовладельцами и моряками, которые ходили за пшеницей и другим товаром в Австралию и Чили. Эти острова имели самый большой в мире (!) флот грузовых парусных судов. До 1930-х годов, когда пароходы вытеснили из морских пространств фрегаты и бригантины, островам принадлежали три десятка «трансконтинентальных» парусников.
Один из них, четырёхмачтовый барк «Поммерн», построенный в Глазго 1903 для перевозки пшеницы из Австралии в Англию, ходил под командованием капитана с Аландских островов. Сейчас «Поммерн» пришвартован в гавани Мариехамн. Он является частью интересного, с любовью и выдумкой обустроенного Морского музея. На борту можно получить представление о том, как проходила жизнь на этом огромном грузовом судне с четырьмя палубами и полным комплектом парусов. Экскурсовод заверил, что барк мог бы снова выйти в море после каких-то двух недель подготовки.
Берега этих островов преимущественно скалистые, поэтому у них происходило немало кораблекрушений (очевидно, капитанами были не уроженцы архипелага ...). Несколько лет назад на весь мир прогремела новость, что дайверы, исследовавшие место катастрофы 170-летней давности, нашли на борту 168 каких-то закупоренных бутылок. 70 из них содержали древнейшее в мире шампанское! Их потом продавали с аукциона по 31000 английских фунтов каждая.
Благосостояние островитян сейчас, как и раньше, зависит от моря. Солнце только сходит, когда семипалубный паром, соединяющий Хельсинки и Турку со Стокгольмом, швартуется в гавани Мариехамн. Пять минут – и он продолжает путь. На берег сходят несколько туристов с рюкзаками и пара местных жителей. Оказывается, паромы останавливаются даже тогда, когда желающих зайти и сойти нет совсем. Это связано с тем, что Аландские острова имеют статус специальной экономической зоны, и только при условии остановки здесь большие паромы имеют право торговать товарами дьюти-фри. А это дело дает весомую долю доходов от перевозок. Известная паромная компания «Viking Line» до недавнего времени принадлежала аландцам – говорят, продажи «посодействовал» мировой кризис 2008 года. Сейчас львиную долю островной прибыли приносят страховые компании, работающие в сфере морских перевозок, а также около 60 крупнотоннажных судов. Вообще же на 26000 населения Аланды приходится около 25 000 яхт, яхточек, катеров, катерков и лодок - почти по одному плавсредству на человека.